Система органов дип службы РК.МИД
Дипл. служба-Профессиональн. деят-ть граждан,в гос. орг, осуществл. внешнеполитич. деят-ть РК в соотв. с законом и межд. договорами РК. Законы о дипломатич. службе: 12 ноября 1997г., 2002г. Система органов дипломатической службы: 1.МИД РК 2.Дипломатич. представ-ва и консульск. учреждения РК за рубежом 3.Представ-ва РК при междунар. орг-ях 4.Дипломатич. академия и учебн. заведения в ведении МИД 5. Представ-ва МИД на тер-рии РК 6.Департамент по обеспечению дип. Корпуса. Подведомственные орг-ции. Задачи и функции дип. службы: 1.Разработка концепций и основн. направлений внеш. политики. 2.Разработка предложений по внешн. политич. стратегии РК и реализация межд. инициатив президента 3.Реализация внешнеполитич. курса РК, осуществл-е внешнеэкономич. политики 4 Обеспеч-е внешнеполитич. ср-вами суверенитета, безоп-ти, тер. целостности и нерушимости границ 5 Защита прав и интересов граждан и юр. лиц РК за рубежом 6 Осуществл-е дип. и консульск отнош-й Каз-на с иностр. гос-вами 7.Координация деят-ти центральн. Избирательн. органов в целях обеспеч. единого внешнеполитич. курса РК 8 Изучение поли политико - экономич. положения в мире, политики ин. гос-в и деят-ти межд. орг-ций 9 Обеспечение гос. органов информацией, необходимой для внешней и внутр. Политики 10.Осуществ-е задач в соотв. с конституцией и законодательством РК. Функцией министерства-кадровое обеспечение ведомства и заграничн. обеспечение. За рубежом сотрудники дипломатической службы пользуются иммунитетами и привилегиями, которые установлены по международному праву. Функции МИДа РК: 1.укрепление позиций гос-ва в мировом сообщ-ве 2.обеспечение без-ти защита национ. интересов.3 созд-е благоприятн. внешн. условий для РК. Задачи МИДа РК: 1.разработка для президента и правит-ва, предложений по внешн. политики РК 2 обеспеч-е без-ти, суверенитета и тер. цел-ти 3. защита интересов РК на межд. арене. Функции министров ИД: 1.представление РК на переговорах и подпис-е межд. договоров 2.руков-во деят-тью МИДа 3.утвержд-е положений о службе ведомства 4.определение компетенций должностн. лиц в решении 5.представл-е президенту рекомендации назначения послов и постоян. пред-лей.
Понятие «дипломатической службы». Система органов дипломатической службы РК, МИД РК.
Дипломатическая служба Республики Казахстан - профессиональная деятельность граждан в государственных органах, осуществляющих внешнеполитическую деятельность республики в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Казахстан.
Министерство иностранных дел Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан в составе Правительства Республики Казахстан и осуществляет внешнеполитическую деятельность и возглавляющий единую систему органов дипломатической службы Республики Казахстан.
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан.
Ведомства
• Комитет международной информации.[1]
• Комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования Министерства иностранных дел Республики Казахстан
• Комитет по делам Содружества Независимых Государств Министерства иностранных дел Республики Казахстан
• Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан
Руководство
• Государственный секретарь - Министр иностранных дел - Саудабаев, Канат Бекмурзаевич
• Первый заместитель министра - Абыкаев, Нуртай Абыкаевич
• Ответственный секретарь - ЖОШЫБАЕВ Рапиль Сейтханович
• Заместитель министра - Жигалов К. В.
• Заместитель министра - Ермекбаев Н. Б.
• Заместитель министра - Даненов Н. Ж.
Единую систему дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел, его ведомства, загранучреждения, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности Министерства иностранных дел, учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства иностранных дел.
Единую систему дипломатической службы возглавляет Министерство иностранных дел.
12 апреля сего года внешнеполитическому ведомству Казахстана исполнится 60 лет – в этот день указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР был создан Народный комиссариат иностранных дел республики. Однако стоит ли именно с этого срока отсчитывать историю внешней политики Казахстана? Да, НКИД-МИД существовал с 1944 года, однако можно задать логичный вопрос: о какой внешней политике республики в составе СССР могла идти речь?
Между прочим, тем же указом 60 лет назад был создан и Наркомат обороны, который все эти годы существовал лишь в виде записи в Конституции. Реально же история военного и дипломатического ведомств началась лишь после обретения Казахстаном государственной независимости.
До независимости
Период с 1944 по 1991 год из истории не вычеркнешь, да в этом и нет никакой необходимости. МИДом руководили такие известные в Казахстане люди, как Тулеген Тажибаев (1944–1953, 1955–1958), Хаиргалий Байгалиев (1953–1955), Аскар Закарин (1958–1961), Ади Шарипов (1963– 1966), Балжан Бультрикова (1966–1971), Малик Фазылов (1973–1976), Муслим Базарбаев (1976–1981), Михаил Исиналиев (1981–1989), Акмарал Арыстанбекова (1989–1991).
Проблема привязки этих имен к собственно внешней политике заключается в том, что МИД КазССР являлся своего рода отделом по внешним связям и протоколу министерств культуры, образования и т. д. В ряду ведомств и структур, занимавшихся аналогичными функциями в республике, – отдел зарубежных связей ЦК Компартии Казахстана (существовал в 1975–1988 годах), отдел внешних связей Совета Министров КазССР, Казахское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, общество «Отан», первое управление (разведка) КГБ КазССР – МИД занимал далеко не самое видное место. Организация приемов зарубежных делегаций, декоративные выступления на международных форумах (на правах «советской восточной экзотики»), получение классных званий, повышение окладов сотрудников, командирование казахских студентов в Дипакадемию СССР – все это было определенными достижениями, более того, вполне адекватными роли МИД в структуре государственной власти КазССР, но никак не могло быть базой для построения дипломатического ведомства независимого государства.
После прихода Нурсултана Назарбаева к власти пост главы МИД получила Акмарал Арыстанбекова (химик по образованию, бывшая секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана и председатель Казахского общества дружбы); причем ее назначение можно было рассматривать скорее как внутриполитический шаг, направленный на усиление позиций нового первого секретаря. Ее «притирка» к министерству шла довольно сложно – в начале 1990 года возник конфликт, в результате которого ряд сотрудников покинули МИД. В том же году возникли проблемы с ее переутверждением на сессии Верховного Совета (в частности, парламентская комиссия по национальной политике, развитию языка и культуры во главе с Абишем Кекилбаевым выступила против ее кандидатуры).
Между тем в республике был создан Государственный комитет по внешнеэкономическим связям во главе с Сыздыком Абишевым (замом к нему ушел из МИД Болатхан Тайжан – выпускник МГИМО, кадровый дипломат, работавший в советских посольствах в Египте и Йемене), а после введения института президентства пост советника Нурсултана Назарбаева получил Гани Касымов (выпускник МГИМО, 16 лет проработавший в МИД КазССР). Единственным на тот момент заместителем министра иностранных дел был Сайлау Батырша-улы (выпускник Высшей дипломатической школы МИД СССР, бывший сотрудник МИД КазССР, посольств СССР в Алжире и Конго, партработник, а непосредственно перед приходом в МИД – преподаватель).
Единственным «посольством» Казахстана за пределами республики было Постоянное представительство Совмина КазССР при Совмине СССР, которым руководил Валерий Темирбаев (экс-первый секретарь Чимкентского обкома партии). В сентябре 1991 года – по вполне понятным причинам – открылось еще и постпредство КазССР в РФ, куда перешел Темирбаев, а его место занял Канат Саудабаев (выпускник Ленинградского института культуры, бывший председатель госкомитетов КазССР по кинематографии и по культуре).
Таков был кадровый состав внешнеполитического руководства республики к декабрю 1991 года – моменту провозглашения независимости.
Становление
Через четыре дня после принятия закона «О государственной независимости» пост министра иностранных дел получил Тулеутай Сулейменов (инженер-металлург по образованию, в 1960–70-х годах работавший с Н. Назарбаевым в Темиртау, а затем окончивший Дипломатическую академию и ставший советником посольства СССР в Иране). Акмарал Арыстанбекова была направлена в Российское представительство в ООН в качестве представителя Казахстана. На пост первого заместителя министра был назначен Салим Курмангужин (выпускник Алма-Атинского иняза и ВДШ МИД СССР, бывший сотрудник советских посольств в ОАЭ, Турции и Эфиопии). Еще одним замминистра стал выпускник МГИМО и Дипакадемии Касымжомарт Токаев, работавший в посольстве СССР в Китае.
Основной задачей нового руководства было решение «технологических проблем» – создание правовой и материальной базы, структуры министерства и кадровые вопросы. Очевидно, что кадровый потенциал МИД КазССР был, как минимум, недостаточен для новых задач. Руководители среднего звена «выуживались» из числа казахстанцев, работавших в союзном, а затем российском МИДе (и ПГУ КГБ СССР) – Вячеслав Гиззатов, Болат Нургалиев (кадровые дипломаты и разведчики), Нурлан Даненов и Ибрагим Амангалиев (бывшие секретари ЦК ЛКСМ Казахстана, правда, разных поколений, выпускники ВДШ МИД СССР) стали начальниками управлений. Заведующий договорно-правовым отделом Аскар Шакиров прибыл из Академии МВД СССР, начальник управления по работе с диппредставительствами Валихан Конурбаев был откомандирован из КНБ. Завотделом ООН Мухамеджан Исаев ранее работал заведующим кафедрой Алматинского института иностранных языков.
В течение 1992 года прошли и назначения первых послов Казахстана: Акмарал Арыстанбекова стала постпредом при ООН, Канат Саудабаев – послом в Турции, Алим Джамбуршин (выпускник КазСХИ и Иняза, экс-советник посольства СССР в Канаде) – в США, Мурат Ауэзов (филолог, литературовед, председатель парламентского комитета по внешним отношениям и межпарламентским связям) – в Китае.
Таким образом, МИД был приведен в более или менее работоспособное состояние, а представители республики были направлены в те страны, которые в тот момент (да и сегодня) представляли наибольшую значимость для Казахстана как независимого государства. (К ним можно добавить Валерия Темирбаева, фактически исполнявшего обязанности посла в России; официально он этот пост занял в апреле 1993 года).
В 1993 году, по мере укрепления кадрового потенциала МИД, прошли назначения новых послов: Сайлау Батырша-улы стал послом Казахстана в Узбекистане, Тлеухан Кабдрахманов (экс-председатель Госкомитета по экономике) – во Франции и при ЮНЕСКО, Болатхан Тайжан – в Египте (и Северной Африке), Салим Курмангужин – в Венгрии (и в Восточной Европе), Ибрагим Амангалиев – в Азербайджане, Сагинбек Турсунов (экс-глава Талды-Курганской обладминистрации) – в ФРГ, Мухтар Шаханов (поэт, народный депутат) – в Киргизии, Ауезхан Кырбасов (председатель Торгово-промышленной палаты РК) – в Бельгии, Мухамеджан Исаев – в Индии, Мырзатай Жолдасбеков (экс-вице-премьер и советник президента) – в Иране. В начале 1994 года к ним присоединились Таир Мансуров (бывший сотрудник ЦК КПСС и президент московского фонда «Казахстан») – новый посол в России (Темирбаев стал послом в Беларуси), Юрий Клочков (экс-председатель парламентского комитета по вопросам управления и самоуправления) – в Украине, Тамас Айтмухамбетов (экс-председатель Верховного суда) – в Пакистане, Нажмеден Искалиев (экс-глава администрации Западно-Казахстанской и Кокчетавской областей) – в Узбекистане и Таджикистане. Касымжомарт Токаев стал первым замминистра, Вячеслав Гиззатов и бывший помощник президента Константин Жигалов – заместителями министра.
Из 19 первых казахстанских послов лишь четверо являлись, что называется, кадровыми дипломатами (Батырша-улы, Тайжан, Курмангужин, Амангалиев). Еще шестеро имели опыт работы на дипломатическом поприще, но не имели либо базового образования, либо соответствующего опыта работы (Арыстанбекова, Саудабаев, Джамбуршин, Исаев, Кырбасов, Темирбаев). Ауэзов был председателем профильного комитета Верховного Совета, Мансуров имел опыт работы и связи в Москве, Шаханов являлся «профессиональным» политиком. Остальные шестеро относились к категории «бывших» – Кабдрахманов, Турсунов, Жолдасбеков, Искалиев, Айтмухамбетов, Клочков. Учитывая, что лишь трое из них были сняты с должностей по различным отрицательным мотивам, можно считать первый подбор «лиц Казахстана за рубежом» более чем успешным (кстати, восемь человек работают в структурах МИД и поныне). Что касается «бывших» (в частности, многочисленных критических замечаний по этому поводу), нельзя забывать, что задача первых послов, как и нового руководства МИД, состояла в том, чтобы создать инфрастуктуру казахстанской дипломатии за рубежом, и бывшие крупные руководители республиканского или областного масштаба идеально подходили для этой цели. Кроме того, возможность отправки того или иного лица послом способствовала и решению такой важной задачи, как трудоустройство чиновников по мере обновления правящей элиты.
В апреле 1994 года Тулеутай Сулейменов был освобожден от должности министра иностранных дел и назначен послом в США, где сменил Алима Джамбуршина. С уходом первого руководителя внешнеполитического ведомства независимого Казахстана «организационный» этап развития МИД можно считать завершенным – министерство и посольства функционируют в более или менее нормальном режиме, дипломатический корпус практически сформирован.
Пост министра получил Канат Саудабаев – единственный на сегодняшний день посол Казахстана, бывший шефом внешнеполитического ведомства. Саудабаев был министром слишком короткий срок (с апреля по октябрь), чтобы можно было сделать выводы об его политике или стиле руководства. Скорее всего, причиной его появления в кресле министра было наличие опыта работы в правительстве (дважды министр) и достаточно крупный на тот момент дипломатический «багаж». А в качестве причины отставки можно назвать, пожалуй, то, что Саудабаев по определению не мог относиться к «техническим» руководителям; по свидетельству информированных источников, министр имел свою точку зрения на внешнюю политику и задачи МИД (что и привело к его возвращению в Турцию уже через полгода).
По ходу произошли перестановки и в «политическом» управлении внешней политикой. Гани Касымов с поста заведующего международным отделом Аппарата Президента ушел торгпредом Казахстана во Францию. На его место был назначен Константин Жигалов – экс-замминистра иностранных дел. МВЭС – структура, отчасти конкурентная МИД, была упразднена. А госсоветник Тулеген Жукеев, претендовавший на роль «внешнеполитического гуру» Казахстана, был перемещен на пост вице-премьера по социальной политике.
Развитие
В октябре 1994 года на пост главы МИД был назначен Касымжомарт Токаев, который с полуторалетним промежутком занимает этот пост до настоящего времени. Период Токаева можно в целом охарактеризовать как поэтапную профессионализацию внешнеполитического ведомства. В его кадровой политике был сделан упор на «воспитание» и продвижение «нового поколения» дипломатов, к которому он сам и принадлежит, а среди так называемых «политических назначенцев» количество явно некомпетентных личностей резко сократилось.
Естественно, все эти события не были одномоментным шагом. Первым замминистра после пятимесячного перерыва стал Нурлан Даненов, успевший после МИД поработать пресс-секретарем президента и ректором Национальной высшей школы государственного управления. Среди простых вице-министров появились Болат Нургалиев и Владимир Алесин (бывший сотрудник ЦК и Аппарата Президента). Первыми послами, назначенными после прихода Токаева на пост министра (не считая вернувшегося в Турцию Саудабаева), стали бывший министр труда и глава Контрольной инспекции при Президенте Саят Бейсенов, получивший Прибалтику, и сразу три депутата Верховного Совета 13-го созыва, существование которого оборвалось после известного решения Конституционного суда в марте 1995 года. Куаныш Султанов, экс-министр информации, вице-премьер и вице-спикер, сменил в Пекине Мурата Ауэзова. Поэт Олжас Сулейменов был назначен главой дипмиссии Казахстана в Италии, а бывший председатель Южно-Казахстанского облсовета Рашид Ибраев – в Дели.
В это же время в ходе реорганизации правительства был создан Госкомитет по сотрудничеству с государствами–участниками СНГ (председателем стал экс-вице-премьер Калык Абдуллаев), оторвавший у МИД ряд функций.
Осенняя (1995 года) реорганизация органов госуправления также привела к кадровым изменениям в МИД – посол в ФРГ Сагинбек Турсунов стал главой Администрации Президента, а посольский корпус пополнился экс-вице-президентом Ериком Асанбаевым (посол в ФРГ), экс-главой Аппарата Президента Нуртаем Абыкаевым (Великобритания), экс-секретарем Совета безопасности Тулегеном Жукеевым (Южная Корея), экс-первым вице-министром промышленности и торговли Болатом Утемуратовым (Швейцария). Тулеутай Сулейменов переместился в Венгрию, где сменил Салима Курмангужина, а новым послом в США стал Болат Нургалиев.
Заместителями министра стали Аскар Шакиров (ранее – временный поверенный в Южной Корее) и Икрам Адырбеков (экс-президент внешнеторговой компании «Агросауда»); Адырбеков одновременно возглавил административно-хозяйственное управление МИД. Помощником Президента по внешнеполитическим вопросам вместо Константина Жигалова, уехавшего советником-посланником в Великобританию, стал Ерлан Идрисов – выпускник МГИМО и Дипакадемии, сотрудник МИД республики с 1985 года. За годы независимости Идрисов успел поработать в постпредстве в ООН, начальником управления Америки МИД и послом по особым поручениям.
Осенью 1996 – в начале 1997 годов была проведена первая крупномасштабная ротация послов. Нуртай Абыкаев вернулся в республику в качестве первого помощника Президента, а Сагинбек Турсунов стал послом в Австрии (этот пост он занимал в 1993–1995 годах, совмещая его с должностью посла в ФРГ). Экс-министр по делам молодежи, туризма и спорта и сенатор Бырганым Айтимова стала первым послом Казахстана в Израиле, Багдад Амреев (арабист-филолог по образованию, начальник управления стран Ближнего и Среднего Востока и Африки МИД) – в Саудовской Аравии, Валерий Темирбаев – в Туркменистане, Вячеслав Гиззатов – в Иране, Канат Саудабаев – в Великобритании, Амангельды Жумабаев (экс-замминистра промышленности и торговли) – в Малайзии, Балташ Турсумбаев (экс-секретарь Совбеза) – в Турции, Тлеухан Кабдрахманов – в Японии, Юрий Клочков – в Беларуси, Нурлан Даненов – во Франции. Бывший посол в Иране Мырзатай Жолдасбеков стал ректором Высшей дипломатической школы (затем – Дипломатической академии) – специализированного вуза, созданного при МИД.
Госкомитет по делам СНГ был упразднен с передачей его функций МИД. Кроме того, де-факто был упразднен и отдельный пост помощника Президента по внешнеполитическим делам; после назначения Ерлана Идрисова первым замминистра иностранных дел на этот пост уже никто не назначался. Еще одним новым вице-министром стал Алмаз Хамзаев, с конца 1970-х годов работавший в МИД КазССР, а после независимости – в посольствах РК в США и Великобритании.
Таким образом, к началу 1997 года МИД и лично Касымжомарт Токаев окончательно закрепили за собой статус основного генератора и проводника внешней политики Республики Казахстан.
Последующий период был связан в основном с поиском оптимальной структуры центрального аппарата министерства и появлением новых лиц в дипломатическом корпусе. Можно назвать такие имена, как Мадина Джарбусынова (вице-министр и постпред в ООН), Кайрат Сарыбай (вице-министр, посол в Турции и ФРГ), Дулат Куанышев (посол во Франции), Ержан Казыханов (постпред в ООН), Кайрат Абдрахманов (вице-министр и посол в Израиле), Аскар Мусинов (шеф протокола, посол в Египте и Саудовской Аравии), Бекжасар Нарбаев (вице-министр, посол в Пакистане и генсек ОЭС), Дархан Бердалиев (глава дипмиссии в Чехии и Южной Корее).
Весной 1999 года Касымжомарт Токаев стал вице-премьером и куратором не только внешней, но и инвестиционной политики, что привело к почти трехлетнему пребыванию в составе министерства департамента экономической политики и Комитета по инвестициям.
С октября 1999-го по январь 2002 года Токаев был премьер-министром Республики Казахстан, а его аппаратом руководил Канат Саудабаев (затем – посол в США). Пост главы МИД занимал в этот период Ерлан Идрисов, первыми вице-министрами были поочередно Адил Ахметов (многолетний ректор Университета мировых языков (Иняз), а впоследствии – посол в Лондоне и ректор Казахско-британского технического университета) и Нуртай Абыкаев (впоследствии и по сегодняшний день – глава Администрации Президента).
Данный период относится не столько к истории МИД, сколько к новейшей истории всей республики, поэтому он остается за рамками данной статьи. Отметим лишь, что после ухода с поста премьера и возвращения в МИД Токаев полтора года совмещал этот пост с функциями государственного секретаря, а его протеже Ерлан Идрисов, ненадолго вернувшись в кресле первого вице-министра, стал послом Казахстана в Великобритании.
В завершение можно упомянуть, что из числа сотрудников МИД вышли два руководителя Администрации Президента, один премьер-министр, три вице-премьера, секретарь Совбеза, ряд министров, акимов и топ-менеджеров нацкомпаний. Были, конечно, и откровенно некомпетентные лица. Но в целом, мидовская «школа» заняла свое престижное место в качестве «кузницы кадров», причем не только центрального аппарата МИД и дипкорпуса, но и политико-административного истеблишмента республики в целом.
5 билет