Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, раскройте сущность и цели перестройки как нового
Рассматривая первый вопрос, раскройте сущность и цели перестройки как нового политического курса советской власти. Проанализируйте задачи, содержание и противоречия экономических преобразований перестройки. Определите причины неудач реформирования экономики. Отразите углубление экономического кризиса. Проанализируйте преобразования в политической сфере, процесс демократизации общественно-политической жизни. Рассмотрите политику обновления партийно-государственных кадров и раскол правящей элиты. Изучите развитие политического плюрализма, процесс распада КПСС и формирование политических платформ. Проследите становление многопартийности и активизацию общественного движения. Сделайте вывод об утрате партией инициативы преобразования общества и ее переходе к радикальным общественно-политическим силам.
При подготовке второго вопроса проанализируйте причины преобразований в системе государственного управления. Отразите процесс восстановления полновластия Советов и формирование «советского парламентаризма». Рассмотрите компетенцию и порядок формирования Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. Раскройте причины учреждения поста Президента, определите его полномочия и роль в системе управления государством. Отразите изменения в центральных и местных органах власти. Подведите итоги модернизации советской модели управления в годы перестройки и дайте оценку ее состояния к началу 90-х гг.
При изучении третьего вопроса проследите процессы обострения межнациональных противоречий, возникновения национальных конфликтов и размывания основ союзного федерализма. Выявите причины усиления центробежных тенденций. Проанализируйте «парад суверенитетов» и его последствия. Отразите результаты всесоюзного референдума о будущем Союза. Раскройте содержание Ново-Огаревского проекта преобразования СССР. Рассмотрите августовские события 1991 г., задачи ГКЧП и определите роль путча в судьбе союзного государства. Проанализируйте процесс принятия решения о распаде СССР, создании СНГ и попытайтесь оценить его последствия для дальнейшего развития национальной государственности.
Базовые понятия темы: перестройка, демократизация социализма, выправление «отдельных деформаций» социализма, ускорение, гласность, «новое мышление», человеческий фактор, консерваторы (партократы), реформаторы (демократы), регулируемая рыночная экономика, частная собственность, хозрасчет, самофинансирование, кооператив, фермерство, программа «500 дней», антиалкогольная кампания, «сухой закон», внешний долг, инфляция, дефицит, Чернобыльская авария, политическая оппозиция, политический плюрализм, многопартийность, распад КПСС, «Демократическая платформа КПСС», «Марксистская платформа КПСС», Межрегиональная депутатская группа, «Демократический союз», «Демократическая партия России», концепция «правового социалистического государства», «советский парламентаризм», альтернативные выборы, Съезд народных депутатов СССР, реорганизация Верховного Совета СССР, Президент СССР, Президент РСФСР, Кабинет министров, Комитет конституционного надзора, национальные конфликты, «парад суверенитетов», государственный суверенитет, Декларация о суверенитете РСФСР, всесоюзный референдум о будущем Союза, Ново-Огаревский проект, антиконституционный государственный переворот, путч, ГКЧП, Государственный совет СССР, «Беловежские соглашения», распад СССР, СНГ.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные идеологические лозунги горбачевских реформ.
2. Какую роль сыграла политика гласности в судьбе советского государства?
3. В чем, по идее М.С. Горбачева, заключалось «новое мышление»?
4. Почему перестроечный процесс начал «пробуксовывать» с самого начала?
5. Была ли результативной антиалкогольная кампания? Как Вы оцениваете принятие данной меры?
6. Почему экономические реформы, проведенные в годы перестройки, были неэффективны?
7. В чем выразился процесс распада КПСС?
8. Почему произошел раскол политической элиты при проведении перестройки?
9. Какие изменения произошли в политической системе страны во время перестройки?
10. Какие новые органы появились в результате реформирования в государственном аппарате СССР в конце 1980 – начале 1990-х гг.?
11. Для чего был создан Комитет конституционного надзора?
12. Какой смысл имело введение института президентства?
13. В чем выражалось обострение борьбы за власть между союзным и российским руководством?
14. Объясните причины провала перестройки.
15. Могла ли быть успешной, на Ваш взгляд, политика обновления, демократизации социализма?
16. Почему перестроечный процесс приобрел неуправляемый и необратимый характер?
17. Почему события августа 1991 г. расценивают как государственный переворот? Согласны ли Вы с этим?
18. Был ли процесс распада СССР исторически закономерен? Можно ли было, на Ваш взгляд, сохранить единое союзное государство?