Институт несостоятельности в странах с рыночной экономикой
Институциональная основа - это совокупность взаимосвязанных институтов, причем институты понимаются как устойчивые постоянно воспроизводящиеся отношения, организации и структуры. Рассмотрим развитие института несостоятельности в странах с рыночной экономикой.
Начиная с Античного Рима, банкротство рассматривается как акт мошенничества со стороны должника. Римское право предусматривало наказание за банкротство в виде обращения банкрота в рабство или расчленения его тела (выбор предоставлялся кредиторам)[11]. Более поздний Римский закон «bonorum vendito» от 105 г. до н.э. смягчил наказание за банкротство, ограничив его потерей Римского гражданства, запретом на браки со свободными гражданами и ограничением занятия банкрота неквалифицированным физическим трудом (тем самым банкрот сводился до статуса вольноотпущенника).
В Средние Века обращение с несостоятельными должниками приобрело характер общественного порицания и позора. В городах средневековой Франции банкроты обязаны были постоянно носить зеленые колпаки. Каждый человек имел право бросить в банкрота камень. На севере Италии (Генуя, Венеция) символом банкротства являлись «разбитые лавки». В Северной Италии XV века банкрот при большом стечении народа должен был трижды удариться по скале или по большому камню и прокричать: «Я – банкрот».
Наказание за банкротство начало ужесточаться в Европе с развитием рыночных отношений. В Англии Закон Елизаветы I от 1571 г. № 13 предусматривал арест банкрота с последующей конфискацией его имущества. Согласно Закону Якова I от 1603 г. № 15 банкрота на два часа привязывали к позорному столбу, прибив к столбу одно ухо, а затем это ухо отрубали.
Однако первым настоящим законом о банкротстве считается английский закон Георга II «О предотвращении мошенничества банкротов» от 1732 г. № 5. Данный закон предусматривал наказание вплоть до смертной казни для тех должников, которые больше 42 дней после наступления срока платежа и невыплаты долга (минимальный размер которого превышал 20 фт.ст.) скрывались от властей. Одновременно этот закон вновь (после Римских времен) ограничивал политические и коммерческие права банкрота: человек, оказавшийся в списке банкротов, до конца жизни лишался права избирать и быть избранным, занимать военные, государственные или муниципальные должности, любые руководящие должности в коммерческих организациях или совершать от своего имени коммерческие и финансовые сделки. Быть вычеркнутым из этого списка и тем самым восстановить свои права можно было только одним способом: полностью вернуть невыплаченную ранее задолженность со всеми набежавшими за время неуплаты процентами.
В США первый закон о банкротстве был принят в 1800 г., который практически копировал английский закон 1732 г. Во Франции, Германии и Испании первые законы о банкротстве были приняты в начале 19 века. Как правило, все эти законы предусматривали тюремное заключение для должника, ликвидацию финансово несостоятельной компании и распределение оставшихся активов этой компании среди кредиторов. Однако надо отметить, что почти за 100 лет действия в Англии закона 1732 г. за банкротство было казнено всего 6 человек. В 1820 г. наказание за банкротство было смягчено: смертная казнь заменена на 7-летнее тюремное заключение. Надо отметить, что до середины девятнадцатого века должники были ответчиками, которых истцы-кредиторы обвиняли в совершении преступления, называемого банкротством.
Подчеркнем, что параллельно с законодательством о банкротстве в Западной Европе (а с 1800 г. – и в США) существовало законодательство о несостоятельности, предметом которого была несостоятельность бедных физических лиц. В законодательстве о несостоятельности невозможность выплаты бедняком долга рассматривалась не как умышленное преступление, а как следствие несчастного стечения обстоятельств, неудачи, «неумения жить». В этом случае законы о несостоятельности предусматривали конфискацию имущества несостоятельных физических лиц. В то же время законодательство о банкротстве имело дело с невыплатой долгов в ходе торговой, предпринимательской, финансовой и иной деловой деятельности, что рассматривалось как виновное деяние, т.е. преступление.
На определенном этапе эволюции рыночной экономики произошла декриминализация банкротства. Впервые это наблюдалось в США в 1841 г. во время депрессии, последовавшей за Биржевой Паникой 1837 г. Принятый тогда новый закон о банкротстве предусматривал некоторое «улучшение» положения банкрота. В частности, должник имел право добровольно объявлять о своем банкротстве путем соответствующего обращения в суд. Одновременно в закон о банкротстве были введены положения законодательства о несостоятельности физических лиц, предусматривающие увеличение перечня и стоимости неотчуждаемого у несостоятельного должника имущества и расширения применяемых к должнику льгот. Таким образом, к середине XIX века две отрасли законодательства – о несостоятельности и о банкротстве – постепенно сближаясь, объединились и стали разделами единых законов о несостоятельности (банкротстве). Принципиальным нововведением американского закона о несостоятельности (банкротстве) от 1841 г. стало освобождение банкрота от обязанности уплаты задолженности (так называемое “discharge”, что в дословном переводе означает «разгрузка», «разряд» электрического или порохового заряда, «выстрел»).
Более поздние американские законы о банкротстве от 1867, 1874, 1898, 1932-1938 гг. принимались в годы экономических кризисов. Поэтому политики и законодатели реагировали на угрозу массового разорения должников либерализацией карательных положений законодательства о банкротстве, а затем и полным их исключением.
Наряду с отказом рассматривать несостоятельных должников (как физических, так и юридических лиц) в качестве преступников и принятием мер предупреждения разорения (банкротства) должников в законодательстве о банкротстве стало появляться все больше положений, нацеленных на сохранение должника в качестве действующего субъекта хозяйствования.
Реорганизационные процедуры по реструктуризации задолженности должника с целью продолжения его деятельности впервые появились в Австрийском законодательстве в 1914 г. Однако они редко применялись на практике. Аналогичные процедуры были включены в законодательство о банкротстве Испании в 1922 г., Южной Африки – в 1926 г., Бельгии, Франции, Германии, Нидерландов и Соединенных Штатов – в 1930-х годах.
Современные реорганизационные процедуры в зарубежном законодательстве о банкротстве появились после 1978 г., когда в США была принята Глава 11 Кодекса о банкротстве. В последующие годы этот процесс распространился на законодательство о банкротстве в таких странах как Италия (1979 г.), Франция (1985 г.), Великобритания (1986 - 2004 гг.), Новая Зеландия (1989 г.), Канада (1992 г.), Германия (1994 и 1999 гг.), Швеция (1996 г.), Япония и Мексика (2000 г.)[12].