Изготовитель — предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации
Возможность делать выбор ассоциируется с рынком и ценами. Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, отличающийся свободным выбором партнеров и наличием конкуренции. Регулирование рынка государством проявляется через его (государство) экономические функции, выработка конкретных программ достижения целей общества лежит в основе экономической политики любого государства.
Любая деятельность связана с разделением труда. Существует общественное разделение труда (разделение внутри предприятия). Сложение результатов труда в единый объект может быть только при возможности объединения их на стандартизированной базе при достижении эффективности стандартизации. Эффективность стандартизации проявляется через основные ее функции: экономическую, социальную, коммуникативную.
Вся совокупность действующих в России стандартов может быть подразделена на две большие группы. К одной следует отнести стандарты, содержащие определенные требования к качеству продукции и имеющие конечной целью его улучшение; ко второй — стандарты, предназначенные для сокращения необоснованного и во многих случаях излишнего многообразия материальных факторов производства, управления и обслуживания — изделий, их агрегатов, составных частей, технологических процессов, терминологии и т.д.
Развитие работ в области экономики стандартизации позволило утвердить целый ряд стандартов, устанавливающих принцип проведения оценки экономической эффективности. Этими нормативно-техническими документами установлены методы сбора, анализа и обработки данных для определения экономической эффективности стандартизации, методы экономической эффективности, порядок расчета и др.
Стандартизация в целом оказывает организующее воздействие на ускорение развития народного хозяйства, а ее экономические проблемы являются составными частями экономики научно-технического прогресса. В то же время известно, что в большинстве случаев последствия проведения стандартизации в различных отраслях и сферах общественного производства оказывают неодинаковое воздействие или имеют противоположную направленность. Так, внедрение отдельных стандартов, связанное с дополнительными капитальными вложениями, может быть невыгодно разработчику или изготовителю продукции, но давать эффект потребителю. Наоборот, изготовитель, в результате, например, широкого проведения унификации технологической оснастки и оборудования, типизации технологических процессов и т.п. может получить ощутимые преимущества, которые мало отразятся в сфере эксплуатации продукции.
Сложный и неоднозначный характер последствий стандартизации существенно влияет на методы и принципы расчетов ее экономической эффективности. Основным условием объективности оценки экономической эффективности стандартизации является народнохозяйственный подход. Именно этот принцип позволяет избежать одностороннего понимания последствий конкретных работ по стандартизации, добиваться в противоречивых ситуациях принятия оптимальных решений, приносящих эффект народному хозяйству в целом.
В целом методика определения экономической эффективности стандартизации базируется на тех же методологических принципах, что и методы оценки эффективности научно-технического прогресса. Применяемые методы определения экономической эффективности стандартизации должны обеспечивать единый комплексный подход с учетом проведения многовариантных экономических расчетов в следующих основных случаях:
- при экономическом обосновании планов стандартизации;
- при обосновании целесообразности разработки и утверждения стандартов и технических условий;
- при оценке влияния стандартизации на послепроизводственно-хозяйственные показатели работы предприятий и отраслей народного хозяйства;
в процессе поиска оптимальных вариантов стандартизации, унификации, типизации, агрегатирования;
- для проведения расчетов при согласованной разработке стандартов и цен на продукцию;
- при материальном стимулировании работников в области стандартизации.
В зависимости от целей определения экономической эффективности, полноты охвата экономических последствий стандартизации, уровня проведения расчетов (народное хозяйство, отрасль, предприятие) и периода времени, в который выполняются расчеты (стадия разработки стандарта, внедрение стандарта, выпуск и эксплуатация стандартной продукции), необходимо выделять:
- общую (или абсолютную) эффективность стандартизации в народном хозяйстве, определяемую отношением прироста национального дохода в сопоставимых ценах, рассчитанного по годам за период действия стандарта или за срок службы стандартной продукции, к вызвавшим этот прирост вложениям в основные и оборотные фонды в масштабе народного хозяйства;
- сравнительную экономическую эффективность, вычисляемую при выборе наилучшего из ряда возможных вариантов мероприятий по стандартизации и характеризующую преимущества одного какого-либо варианта перед другими: проектную (расчетную, ожидаемую, прогнозируемую) эффективность, определяемую во все периоды времени, предшествующие эксплуатации техники или внедрению стандартизационных решений; фактическую (реально достигнутую, реализованную) эффективность в результате выпуска и эксплуатации (потребления) стандартной продукции в конкретных условиях в отраслях или на предприятиях; частную эффективность, характеризующую экономическую целесообразность отдельных видов стандартов или частный эффект, получаемый в различных сферах создания и потребления стандартной продукции.
В основе методического подхода к определению экономической эффективности стандартизации лежит учет всевозможных последствий ее проведения. Стандартизация связана с процессами выполнения научных исследований, разработки продукции, технологической подготовки производства, освоения и постановки продукции на производство, ее серийного производства и эксплуатации (потребления).
Комплексный подход к оценке экономической эффективности стандартизации позволяет учитывать и анализировать в единстве и взаимосвязи все технические, экономические и организационные факторы, определяющие целесообразность работ по стандартизации на всех этапах разработки и внедрения стандартов и эксплуатации продукции. Этот подход предусматривает необходимость последовательного рассмотрения и анализа затрат на стандартизацию и экономического эффекта от ее внедрения в сферах создания опытных образцов изделий, производства и эксплуатации продукции.
Комплексная оценка экономической эффективности правильно и достаточно полно отражает воздействие стандартизации на повышение эффективности народного хозяйства, служит надежным ориентиром для принятия решений о развитии теории и практики стандартизации.
Естественно, что до внедрения мероприятий по стандартизации все оценки ожидаемой эффективности носят характер прогноза и в силу этого не могут быть абсолютно точными. Однако это отнюдь не снижает их практической значимости. С появлением более полной информации по мере разработки стандартов качество расчетов будет постоянно улучшаться, что позволит постепенно сокращать количество рассматриваемых вариантов решений, пока не появится возможность выбрать из них наиболее рациональное. Особое место занимает комплексная оценка эффективности при установлении фактического экономического эффекта от внедрения стандартизации.
В связи с решением задачи совершенствования хозяйственного механизма все большее значение при определении эффективности стандартизации приобретают расчеты натуральных эффектов, в первую очередь таких, как снижение трудоемкости изготовления, материалоемкости продукции, повышение ее энергоэкономичности. Учет этих показателей позволяет более полно учитывать воздействие стандартизации на мобилизацию резервов производств и его интенсификацию. Далее можно переходить непосредственно к определению эффектов экономических, отражающих в стоимостном выражении экономию живого и овеществленного труда, достигаемую в результате внедрения стандартов, за вычетом понесенных расходов на их разработку и внедрение.
Источники получения экономического эффекта в результате проведения работ по стандартизации крайне многообразны, но с определенными допущениями их можно свести к следующим. Первым из них является экономия, достигаемая в результате улучшения качества выпускаемой продукции в сфере эксплуатации, а также рост валютной выручки в результате повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Вторым источником является экономия, достигаемая в результате отбора из всех возможных вариантов технических решений оптимального набора. Следствием этого при производстве продукции является повышение ее серийности за счет сокращения излишних типов и видов изделий, составных частей, сборочных единиц и деталей.
В организационно-методических принципах сертификации в РФ рассматриваются: принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции; рассматривает апелляцию с привлечением заинтересованных сторон и извещает подателя апелляции о принятом решении.
Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с федеральными законами: «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям:
- «О ветеринарии»;
- «О пожарной безопасности»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами Правительства (около 50 актов).
Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».
В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертификацию. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов. На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом, должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель).
Закон «О техническом регулировании» устанавливает цели сертификации, определяет национальный орган по сертификации — Госстандарт РФ и направления его деятельности. Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. Министерство природных ресурсов РФ, Государственная ветеринарная служба и др.
Закон определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
В соответствии с Законами «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании» в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательного, так и добровольного характера. Для упрочнения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, схемы сертификации; орган по сертификации и испытательные лаборатории; аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий; знаки соответствия.
К организационным и методическим принципам относятся:
- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации; объективность и независимость от изготовителя и потребителя; профессиональность испытаний;
- исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
- право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
- многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
- использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
- признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
- привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.
На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции. В дальнейшем к сертификации будут относиться товары с наибольшей потенциальной опасностью. Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции. Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции. Они определяют основные действия и функции, которые осуществляют государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции.
Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции. Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции. Они определяют основные действия и функции, которые осуществляют государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции.
Характеристики (показатели качества) товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:
- они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). При этом устанавливается соответствие продукции приложенной технической документации;
- отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;
- могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применение конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Схему сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
В рамках создаваемой системы, выбирают схемы сертификации, определяют центральные органы системы, разрабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и выдают им соответствующие лицензии.
Правила проведения работ по сертификации предусматривают возможность возникновения спорных ситуаций. В таких случаях любой участник сертификации имеет право обратиться в федеральные органы исполнительной власти по профилю сертификации.
Правила содержат отдельное положение по добровольной сертификации, четко оговаривающие функции юридического лица, которое выступает в роли органа по сертификации. Это юридическое лицо формирует структуру системы и разрабатывает ее правила и знак соответствия, которые подлежат регистрации. В остальном его, функции совпадают с таковыми для органа по обязательной сертификации. Они отражают и принципы оплаты работ по сертификации, которые полностью отвечают Закону «О сертификации продукции и услуг».
Порядок проведения сертификации в России установлен по отношению к обязательной сертификации, но может применяться и при добровольной сертификации.