Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы

Обозначение заданий в соответствии с уровнем сложности: Б – задания базового уровня сложности; П – задания повышенного уровня сложности; В – задания высокого уровня сложности.  
Задание Содержание задания Уровень сложности задания Уровень выполнения задания, %
     
А1 Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов Б
А2 Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам Б
А3 Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов Б
А4 Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь Б
А5 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов Б
А6 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения Б
А7 Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) Б
А8 Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочно-земельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния Б
А9 Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных Б
А10 Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот Б
А11 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснόвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) Б
А12 Взаимосвязь неорганических веществ Б
А13 Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа Б
А14 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) Б
А15 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола Б
А16 Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) Б
А17 Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории) Б
А18 Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений Б
А19 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии Б
А20 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов Б
А21 Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов Б
А22 Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты Б
А23 Реакции ионного обмена Б
А24 Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений Б
А25 Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки Б
А26 Вычисление массы растворённого вещества, содержащегося в определённой массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе Б
А27 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции Б
А28 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ Б
В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений П
В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее П 32,5
В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) П
В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная П 41,5
В5 Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щелочно-земельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) П 19,5
В6 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений ⃰ П -
В7 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии П
В8 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров П
В9 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки П
С1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее В
С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ В
С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений В
С4 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси В
С5 Нахождение молекулярной формулы вещества В
           

⃰ - Задания такого типа отсутствовали в прежние годы

Наиболее успешно в части А участники справились с заданиями А2, А4, А5, А7, А20– от 60 до 66% верно выполненных заданий (см. таблицу 2).

Наиболее сложными для выполнения оказались задание А18– 43% , А25 – 41% верно выполненных заданий.

Следует отметить, что во всех заданиях части А значительно понизился процент правильного выполнения заданий.

Анализ результатов выполнения заданий части В показал, что доля правильно выполненных заданий составила от 19,5 до50%, в то время как в 2012 году качество выполнения заданий составляло от 77 до89%. В целом сильно снизилось качество выполнения заданий части В, в том числе и заданий на знание химических свойств органических и неорганических веществ.

Результативность выполнения заданий части С ниже, чем частей А и В. Анализ результатов выполнения заданий части С для участников основного этапа представлен в таблице 5.3.

Таблица 5.3.

Качество выполнения заданий частиС

Номер задания Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Качество выполнения заданий по баллам (в %)
2013год 2014год
С 1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее
С 2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ
С 3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений
С 4 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси  
С 5 Нахождение молекулярной формулы вещества

Как видно из таблицы 5.3., с заданием С5 справилось лишь 25 % выпускников, что ниже, чем в прошлом году 48%. Это объясняется не совсем внимательным прочтением выпускниками условия задачи.

Типичные ошибки при выполнении задания:

- неверно записана общая формула органического вещества.

Традиционно сложными для участников ЕГЭ оказалось задание С3. С заданием С3 справились в полном объеме 20 % выпускников. Дополнительные сложности (а возможно, невнимательное прочтение задания) вызвало требование записи реакций между органическими веществами в структурном виде.

Типичные ошибки:

- формулы органических веществ записаны не в структурном виде;

- вместо уравнений реакций написаны схемы реакций;

- неправильно поставлены коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях, поскольку неверно были определены степени окисления элементов в молекулах органических веществ;

- не учтены электронные эффекты при написании продуктов реакции (правило Марковникова, Зайцева);

- не учтены условия проведения реакций и их влияние на направление процесса.

Задание С4 было представлено комбинированной расчетной задачей. Процент учащихся справившихся с этим заданием составил 18%, что свидетельствует об отсутствии у более трёх четвертей выпускников сформированного навыка в решении комбинированных задач.

Типичные ошибки:

- неверно составлены уравнения реакций, или в них не расставлены коэффициенты;

- нет расчёта и вывода об избытке и недостатке взятых веществ;

- приведены ошибочные математические расчеты, например, неправильно определена молярная масса какого-либо вещества;

- допущены ошибки в применении формул связи между количеством вещества, массой и молярной массой;

- неправильно рассчитана масса конечного раствора.

В задании С5 всех вариантов традиционно были предложены задачи на выведение молекулярной формулы вещества. Данное задание в этом году оценивалось в три балла, так как проверялись три элемента ответа, в том числе правильная запись уравнения реакции. Полностью с заданием справилось лишь 25% экзаменующихся.

Типичные ошибки при выполнении такого вида задания:

- отсутствие или неверная запись уравнения реакции;

- недостаточное количество промежуточных расчетов при решении;

- неправильно составлена общая формула вещества, принадлежащего к указанному в задании гомологическому ряду;

- математические ошибки в расчетах.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Анализ результатов ЕГЭ по химии показал, что в целях успешного прохождения итоговой аттестации выпускниками средней (полной) школы необходимо заблаговременно выявлять учащихся, изъявивших желание сдавать ЕГЭ по химии. Для подготовки к такой форме прохождения аттестации учителю необходимо, прежде всего, ознакомиться со спецификацией экзаменационной работы, которая размещается ориентировочно в октябре текущего учебного года на сайте ЕГЭ или ФИПИ. Работа учителя со спецификационными документами и кодификатором поможет сосредоточиться на главном при подготовке учащихся к экзамену, и избежать натаскивания учащихся по многочисленным изданиям с КИМами.

Учащиеся для подготовки могут использовать учебно-тренировочные материалы, опубликованные в сборниках издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Интеллект-центр», «Астрель» и материалы, имеющиеся на сайтах: www.ege.edu.ru и www.fipi.ru.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год. К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru) перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ.

При подготовке учащихся к ЕГЭ возможно использование медиа-ресурсов, опубликованных с разрешения министерства образования и науки Российской Федерации.

Кроме этого для обеспечения конкурентоспособности выпускников следует ориентироваться на:

§ Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.).

§ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

§ Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.), но и на примерные программы вступительных экзаменов по химии в высшие учебные заведения.

Задания, в которых проверялись элементы знаний, связанные с химическими свойствами неорганических и органических веществ, а также способы их получения, из года в год вызывают у выпускников большие затруднения при выполнении. Очевидно, что на них следует обратить особое внимание, как в основном курсе, так и при специальной подготовке учащихся к экзамену. Имеет смысл на обобщающих уроках по органической и неорганической химии систематизировать знания об общих способах и научных принципах получения органических и неорганических веществ. Систематически использовать в учебном процессе задания на установление генетической связи между основными классами органических и неорганических веществ.

Содержательный анализ предлагаемых заданий части В показал, что следует обратить внимание на отработку у учащихся следующих умений:

§ определять степени окисления окислителя и восстановителя;

§ прогнозировать химические свойства неорганических веществ, в том числе возможность их участия в ОВР и реакциях гидролиза;

§ прогнозировать на основе механизма и условий проведения реакции соответствующий продукт;

При выполнении подобных тренировочных заданий следует обращать внимание учеников на внимательное чтение и четкое следование инструкции.

Учащимся, выбравшим итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, следует обратить внимание на номенклатуру неорганических веществ, написание уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием веществ, образованных d-элементами (марганцем, железом, хромом) и реакций с веществами, проявляющими амфотерные свойства, а также галогенов, галогенидов, сероводорода, сульфидов и сульфитов, соединений азота, реакций с участием концентрированных азотной и серной кислот. Следует обращать внимание на условия протекания реакций, признаки необратимости, возможность предлагаемых веществ подвергаться гидролизу в растворе. Уметь записывать уравнения реакций с участием комплексных соединений, знать условия разрушения комплексов и т.д. При подготовке к выполнению заданий С2 учащимся необходимо предлагать комплексные задания. Например, для какого-нибудь неорганического вещества предложить:

§ возможные уравнения реакций с неорганическими веществами, принадлежащими к различным классам;

§ составить уравнения окислительно-восстановительных реакций, в которых указанное вещество является только окислителем, или восстановителем;

§ спрогнозировать возможность взаимодействия рассматриваемого вещества с различными типами солей, в том числе с солями, подвергающихся гидролизу.

§ уравнения реакций обмена, в том числе рассмотреть возможность гидролиза и т.д.

В любом случае задание должно быть комплексным, требующим для его выполнения разнообразных интеллектуальных операций и нацеленным на проверку заявленных умений. Только такой подход при подготовке к ЕГЭ позволит в рамках экзамена выпускнику испытывать необходимую степень свободы при выполнении задания С2, предварительно всесторонне проанализировав текст задания, установить многочисленные функциональные взаимосвязи между предлагаемыми веществами.

При подготовке выпускников к выполнению заданий С3 следует обратить внимание на четкое следование рекомендациям разработчиков КИМов, учитывать условия протекания реакций, расставлять коэффициенты перед формулами всех веществ. Рекомендуем предлагать учащимся больше тренировочных заданий, в которых схемы превращений содержали бы не только формулы, но и названия органических веществ по систематической или рациональной номенклатуре; полезны схемы, в которых формулы промежуточных продуктов заменены буквами. В последние годы появились схемы превращений с участием циклических углеводородов.

Рекомендуем научить учащихся решать задачи на выведение молекулярной формулы разных видов и различными способами.

Особое внимание при подготовке учащихся к ЕГЭ следует обратить на умения учащихся анализировать текст предлагаемых заданий и сосредотачиваться на том, что требуется для выполнения задания. Так как выполнение заданий части С оценивается методом поэлементного анализа, который предполагает проверку наличия в ответе соответствующих элементов содержания, следует ориентировать учащихся на написание полного ответа на предлагаемый вопрос.

Для того, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно в ходе ЕГЭ, следует использовать в качестве промежуточного и итогового контроля в течение года различные задания в тестовой форме (с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на соответствие, на установление последовательности и др.) и использовать при работе бланки ответов.


Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химии по г. Владикавказу
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс . Набрали балл 80 и >   Преодолели мин.порог   Не преодолели мин. порог  
            Количество % Количество % Количество %
СОШ№1 25,3 0,0
СОШ №3 69,9 11,8
СОШ №6 39,7 33,3 33,3 66,7
СОШ №8 51,8 0,0
СОШ №13 30,3 0,0 33,3 66,7
СОШ №14 0,0
СОШ №15 40,6 0,0
СОШ №17 0,0 57,1 42,9
СОШ №21 36,3 0,0 57,1 42,9
СОШ №22 47,8 0,0
СОШ №24 0,0
СОШ №25 46,7 0,0 83,3 16,7
СОШ №26 45,3 0,0 77,8 22,2
СОШ №27 57,3 11,8 88,2 11,8
Сош №30 63,1 0,0
СОШ №31 35,5 0,0 37,5 62,5
СОШ №33 0,0
СОШ №34 28,25 0,0
СОШ №36 32,3 0,0 12,5 87,5
СОШ №37 35,2 0,0
СОШ №38 60,2 10,7 92,9 7,1
СОШ №39 37,9 0,0 37,5 62,5
СОШ №40 47,6 22,2 55,6 44,4
СОШ №42 49,6 9,1 81,8 18,2
СОШ №43 48,8 0,0 90,9 9,1
СОШ №44 52,7 3,4 82,8 17,2
СОШ№46 43,9 0,0 74,1 25,9
СОШ №48 27,8 0,0
СОШ №50 43,7 0,0
СОШ №7 63,4 6,3 93,8 6,3
СОШ №11 46,4 0,0
СОШ №18 0,0
СОШ №29 34,8 0,0 33,3 66,7
СОШ №41 36,7 0,0 66,7 33,3
Гимназия №4 47,3 0,0
Гимназия №5 68,3 33,3 95,8 4,2
Гимназия №16 38,2 0,0
Гимназия №45 55,5 12,5 87,5 12,5
СОШ с.Балта 0,0
МБОУ ВСОШ №2 0,0 33,3 66,7
МБОУ Лицей 36,6 0,0 57,1 42,9

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химиипо Алагирскому району  
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс. Набрали балл 80 и > Преодолели мин.порог Не преодолели мин. порог  
            Количество % Количество % Количество %  
СОШ №2 г.Алагир 49,3 12,5 25,0  
СОШ №3 г.Алагир 46,9 63,6 36,4  
СОШ №5 г.Алагир 31,8 50,0  
СОШ с.Дзуарикау 24,0 100,0  
СОШ с.Майрамадаг 23,5 75,0  
СОШ п.Мизур 39,0 50,0  
СОШ с.Црау 35,9 60,0  
                           

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химии по Ардонскому району
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс. Набрали балл 80 и > Преодолели мин. порог Не преодолели мин. порог
            Количество % Количество % Количество %
СОШ №1 г.Ардон 40,6 5,6 61,1 38,9
СОШ №2г.Ардон 20,1 0,0 0,0 100,0
СОШ №3 г.Ардон 36,2 0,0 50,0 50,0
СОШ с.Кирово 27,5 0,0 0,0 100,0
СОШ с.Коста 65,0 20,0 100,0 0,0
СОШ с.Кадгарон 38,0 0,0 64,3 35,7
СОШ с.Мичурино 40,5 0,0 50,0 50,0
СОШ с.Нарт 36,3 0,0 66,7 33,3
СОШ с.Красногор 43,7 0,0 66,7 33,3

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химии по Дигорскому району
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс. Набрали балл 80 и >   Преодолели мин. порог   Не преодолели мин. порог  
            Количество % Количество % Количество %
СОШ №1 г.Дигора 36,4
СОШ №2 г.Дигора 51,4 82,4 17,6
СОШ №2 с.Дур-Дур
СОШ с.Карман 40,1 57,1 42,9
СОШ ст.Николаевская 42,5 69,2 30,8

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химии по Ирафскому району
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс. Набрали балл 80 и >   Преодолели мин.порог   Не преодолели мин.порог    
            Количество % Количество % Количество %  
СОШ №1 с.Чикола 22,5  
СОШ №2с.Чикола 33,3 33,3 66,7  
СОШ №3 с.Чикола 51,5  
СОШ с.Лескен 38,9 42,9 57,1  
СОШ с.Советское 30,3 33,3 66,7  
СОШ с.Ср.Урух  
СОШ с.Сурх-Дигора  
СОШ с.Хазнидон 27,6  
СОШ с.Толдзгун  

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химии по Кировскому району
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс. Набрали балл 80 и >   Преодолели мин. порог   Не преодолели мин. порог  
            Количество % Количество % Количество %
СОШ №2 с.Эльхотово 46,3
СОШ №3 с.Эльхотово 53,9 87,5 12,5
СОШ с.Дарг-Кох
СОШ №1 ст.Змейская 43,9 57,1 42,9
СОШ с.Карджин 37,25
Гимназия №1 с.Эльхотово 40,7 66,7 33,3
МКОУ Лицей ст.Змейская 39,7 66,7 33,3

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

  Сводный отчет по результатам ЕГЭ по химии по Моздокскому району
Код ОУ Район Сдавало Средний балл Мин. Макс. Набрали балл 80 и >   Преодолели мин. порог   Не преодолели мин. порог  
            Количество % Количество % Количество %
СОШ №2г.Моздок 75,6
СОШ №3 г.Моздок 55,5 81,8 18,2
СОШ №5 г.Моздок 59,5
СОШ №7 г.Моздок 39,8
СОШ №8 г.Моздок
СОШ №108 г.Моздок 65,9 21,4 92,9 7,1
СОШ с.Виноградное 36,4 57,1 42,9
СОШ №1 с.Кизляр 28,5 36,4 63,6
СОШ №2 с.Кизляр 38,8
СОШ ст.Луковская 66,4
СОШ ст.Павлодольская 85,7 14,3
СОШ с.Предгорное
СОШ п.Притеречный 43,3 66,7 33,3
СОШ ст.Терская 47,9 85,7 14,3
СОШ с.Троицкое
СОШ с.Хурикау
СОШ №1 г.Моздок

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Анализ выполнения заданий по химии 2013и 2014 годы - student2.ru

Наши рекомендации