Вопрос 55. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правотворческий процесс
Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене. Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий: выявление потребности принятия нормативно-правового акта;
изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;
определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять;
принятие решения о подготовке нормативно-правового акта; разработка концепции будущего акта; подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта; предварительное рассмотрение проекта акта; общественное обсуждение проекта; официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие; принятие правового акта, его оформление и подписание; опубликование акта и его вступление в законную силу.
Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотворчества, являются: неверный выбор формы акта; нарушение процедуры подготовки и принятия акта; неверное определение предмета правового регулирования; недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего акта); недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.
При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы: научности - использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.
законности - строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами. демократизма - учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.системности - учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).
Основными видами правотворчества (в зависимости от субъектов) являются:
непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме);
правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) - законотворчество;
правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др); подзаконное правотворчество;
правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество ;
правотворчество общественных организаций.
деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) - договорное правотворчество.
Вопрос 56 Система законодательства: понятие и соотношение с системой права
В литературе отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.
Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.
Система законодательства (под «законодательством» следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специальной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее
Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.
Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей.
Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных государствах. Примером здесь может служить законодательство России, в состав которого входят как общефедеральное законодательство, так и законодательные подсистемы субъектов Федерации.