Для студентов заочной формы обучения
Пермский институт железнодорожного транспорта
– филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Перми (ПИЖТ УрГУПС)
НЕТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Методические указания к заданиям на контрольную работу
для студентов заочной формы обучения
Автор: старший преподаватель - Л.С. Скорюпина
В методических указаниях содержатся теоретические вопросы и задача по дисциплине «Нетяговый подвижной состав», а также рекомендации и необходимые справочные материалы для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения специальности 19040101.65 «Эксплуатация железных дорог».
Целью контрольной работы является закрепление знаний, полученных при самостоятельном изучении дисциплины.
Контрольная работа оформляется одним отчетом. Текстовая часть контрольной работы должна быть выполнена в соответствии с ГОСТами на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм).
Предусмотрено 10 вариантов заданий на контрольную работу.
Вариант задания выбирается в соответствии с шифром студента.
! Незачтенную работу следует выполнить заново или частично, в зависимости от рецензии преподавателя, не изымая из работы проверенных страниц и сдать повторно на проверку.
Литература
Анисимов П.С., Лукин В.В., Федосеев Ю.П., Вагоны. Общий курс: Учебник для ж.-д. трансп./Под ред. В.В. Лукина. – М: Маршрут, 2004.- 424с.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
1;11; 21;48 | 2;12; 22;49 | 3;13; 23;33 | 4;14; 24;34 | 5;15; 25;35 | 6;16; 26;36 | 7;17; 27;37 | 8;18; 28;38 | 9;19; 29;39 | 10;20; 30;40 | |
11;21 31;41 | 4;23; 33;43 | 5;24; 34;44 | 6;25; 35;45 | 1;12; 22;46 | 2;13; 23;47 | 3;14; 24;33 | 4;15; 25;34 | 5;16; 26;35 | 6;17; 27;36 | |
7;18; 28;37 | 8;19; 29;38 | 9;20; 30;39 | 10;21 31;40 | 11;22 32;41 | 12;33 25;42 | 1;13 23;48 | 2;14 24;44 | 3;15 25;45 | 4;16 26;49 | |
5;17; 27;47 | 6;18; 28;35 | 7;19; 29;36 | 8;20 30;49 | 9;21 30;38 | 10;22 25;39 | 1;20 29;45 | 2;21 28;44 | 3;22 28;43 | 4;23 26;48 | |
4;22; 25;43 | 6;21; 24;44 | 7;17 23;45 | 8;18 24;46 | 9;19 25;47 | 10;20 26;38 | 11;21 27;37 | 12;22 28;36 | 13;22 29;35 | 11;23 28;34 | |
10;23; 29;48 | 9;21; 28;32 | 8;20 27;49 | 7;19 26;40 | 6;17 25;41 | 5;16 24;48 | 6;14 23;43 | 5;13 22;44 | 4;12 21;45 | 3;11 20;46 | |
2;18; 21;47 | 1;15; 22;40 | 2;14 23;48 | 3;13 24;42 | 4;22 25;43 | 5;21 26;44 | 6;20 27;45 | 7;19 28;46 | 8;18 27;47 | 9;17 26;42 | |
10;16; 29;41 | 11;15; 30;48 | 12;14 29;51 | 11;13 27;50 | 10;14 26;37 | 11;15 25;36 | 12;16 24;35 | 11;17 23;45 | 10;18 22;50 | 9;19 21;51 | |
8;20; 22;32 | 7;21; 23;33 | 6;22 24;34 | 5;21 25;35 | 4;20 26;36 | 3;19 27;37 | 2;18 28;38 | 1;17 29;39 | 2;14 28;40 | 4;16 29;41 | |
5;15; 28;42 | 6;13; 27;43 | 7;13 26;49 | 8;14 25;45 | 9;15 24;46 | 10;20 23;47 | 11;16 22;40 | 12;17 21;51 | 3;18 20;42 | 4;19 25;50 |
1. Приведите классификацию вагонов грузового и пассажирского парков.
2. Перечислите основные части грузового крытого четырехосного вагона и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
3. Перечислите основные части четырехосного полувагона и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
4. Перечислите основные части восьмиосного полувагона и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
5. Перечислите основные части думпкара и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
6. Перечислите основные части четырехосной платформы и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
7. Перечислите основные части четырехосной цистерны и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
8. Перечислите основные части пассажирского вагона и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
9. Перечислите основные части изотермического вагона и укажите их назначение. Приведите эскиз вагона.
10. Перечислите основные требования ПТЭ железных дорог к вагонам.
11. Перечислите основные параметры и технико-экономические характеристики грузовых вагонов и дайте требуемые пояснения.
12. Перечислите основные параметры и технико-экономические характеристики пассажирских вагонов и дайте требуемые пояснения.
13. Перечислите основные параметры и технико-экономические характеристики рефрижераторных вагонов и дайте требуемые пояснения.
14. Опишите основные особенности и дайте характеристику вагонам специального назначения (транспортеры, вагоны для перевозки автомобилей, скота, цемента, бункерные полувагоны, вагоны для технических нужд и т.д.)
15. Опишите основные особенности и дайте характеристику вагонам промышленного транспорта.
16. Каковы преимущества и недостатки вагонов большой грузоподъемности (120 т и более)?
17. Рассмотрите силы, действующие на вагон, и укажите места их приложения; приведите требуемые схемы.
18. Приведите эскиз колесной пары, укажите основные размеры и ее части.
19. Приведите эскиз оси колесной пары вагона, укажите основные размеры и ее части. Укажите типы осей.
20. Опишите конструкцию вагонного колеса. Приведите эскиз профиля поверхности катания колеса, укажите основные размеры и назначение частей.
21. Опишите классификацию и особенности устройства вагонных букс. Укажите типы букс и назначение элементов
22. Опишите конструкцию роликовых подшипников. Приведите эскизы роликовых подшипников и укажите назначение элементов.
23. Приведите эскизы роликовых букс грузовых вагонов. Укажите их особенности. Опишите назначение элементов.
24. Приведите эскизы роликовых букс пассажирских вагонов. Укажите их особенности. Опишите назначение элементов.
25. Опишите классификацию и особенности конструкции рессорного подвешивания вагонов.
26. Дайте характеристику упругим элементам рессорного подвешивания. Что называется прогибом, гибкостью, жесткостью рессорного подвешивания?
27. Для чего служат гасители колебаний? Гасители каких типов применяются в вагонах? Приведите схему гидравлического гасителя колебаний и поясните принцип его работы.
28. Для чего служат гасители колебаний? Гасители каких типов применяются в вагонах? Приведите схему фрикционного гасителя колебаний и поясните принцип его работы.
29. Опишите классификацию и особенности конструкции тележек грузовых вагонов.
30. Опишите устройство двухосной тележки грузового вагона. Как передается нагрузка от кузова вагона на колесные пары? Приведите поясняющие схемы.
31. Опишите классификацию и особенности конструкции тележек пассажирских вагонов.
32. Опишите виды рессорного подвешивания в тележках вагонов. Приведите поясняющие схемы и укажите назначение элементов.
33. Укажите назначение и дайте классификацию вагонных рам. Приведите схемы различных конструкций рам вагонов.
34. Укажите назначение ударно-тяговых устройств вагонов. Опишите назначение элементов. Укажите особенности автосцепного устройства пассажирских вагонов.
35. Укажите назначение ударно-тяговых устройств вагонов. Опишите назначение элементов. Укажите особенности автосцепного устройства грузовых вагонов.
36. Опишите требования ПТЭ к автосцепному устройству вагонов. Приведите схему передачи ударно-тяговых усилий.
37. Опишите устройство и принцип действия автосцепки СА-3. Приведите поясняющие схемы.
38. Опишите классификацию кузовов грузовых вагонов. Приведите их схемы с указанием назначения элементов.
39. Опишите виды планировки пассажирских вагонов. Приведите их схемы с указанием назначения элементов.
40. Опишите устройство систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и электроснабжения пассажирских вагонов.
41. Укажите назначение и дайте классификацию автоматических тормозов подвижного состава.
42. Опишите требования ПТЭ к тормозному оборудованию вагонов.
43. Приведите схему тормозного оборудования грузового вагона, укажите назначение основных приборов, поясните принцип действия тормозов.
44. Приведите схему рычажной передачи тормоза грузового вагона, поясните принцип ее действия.
45. Приведите схему тормозного оборудования пассажирского вагона, укажите назначение основных приборов, поясните принцип действия тормозов.
46. Приведите схему электропневматического тормоза, укажите назначение основных приборов и поясните принцип действия тормозной системы.
47. Опишите назначение и виды тормозных колодок. Укажите преимущества композиционных тормозных колодок по сравнению с чугунными.
48. Что представляет собой полное опробование автотормозов? В каких случаях, как и кем оно выполняется?
49. Что представляет собой сокращенное опробование автотормозов? В каких случаях, как и кем оно выполняется?
50. Укажите назначение, приведите схему и поясните принцип действия рычажной передачи тормоза грузового вагона.
Задача
Наименование данных | Последняя цифра шифра | |||||||||
Состав поезда в % по массе: 8-и осных вагонов | ||||||||||
4-х осных вагонов | ||||||||||
Масса состава грузового поезда | ||||||||||
Масса вагона брутто, т 8-и осных вагонов | ||||||||||
4-х осных вагонов | ||||||||||
Размеры движения, пар поездов/сутки |
1. Описать назначение пункта технического обслуживания (ПТО) грузовых вагонов. Указать основные технологические операции, производимые на ПТО. Привести необходимые схемы.
2. Описать назначение вагонного депо по ремонту грузовых вагонов. Привести схему плана вагонного депо с указанием основных участков и отделений. Описать назначение основных участков и отделений.
3. Рассчитать количество вагонов, проходящих текущий отцепочный ремонт за сутки, месячную и годовую программу этого вида ремонта.
4. Определить потребное количество ремонтных мест для текущего отцепочного ремонта вагонов.
5. Определить потребность в рабочей силе для пункта технического обслуживания вагонов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению задачи
1. По заданным размерам движения и средней массе составов определяется количество вагонов, проходящих текущий отцепочный ремонт за сутки.
Количество вагонов, проходящих текущий отцепочный ремонт на сортировочных станциях, может быть определен исходя из следующих нормативов:
- от транзита с переработкой ……………………….0,6%
- от транзита без переработки………………………0,2%
- при грузовых операциях…………………………..1,2%.
Количество вагонов, проходящих по участку (через ст. А) в течение суток:
четырехосных
α, γ – соответственно доли четырехосных и восьмиосных вагонов в составе по массе;
Q – масса состава грузового поезда;
q4, q8 – масса брутто четырехосных и восьмиосных вагонов;
n – размеры движения в парах поездов за сутки.
По числу четырех- и восьмиосных вагонов, проходящих по участку за сутки, и данным, приведенным выше, можно определить количество вагонов разных типов, проходящих текущий отцепочный ремонт за сутки.
Разделение вагонопотока на группы вагонов, проходящих ст. А в поездах, следующих транзитом без переработки, транзитом с переработкой, а также находившихся под грузовыми операциями, выполняется студентом самостоятельно. При этом можно принять, что количество вагонов, проходящих в транзитных поездах без переработки, составляет β=15-25%; в поездах, следующих транзитом с переработкой, τ= 70-75%; находилось под грузовыми операциями φ=10-15% от общего суточного вагонопотока (сумма принятых значений должна быть равна 100%).
Количество вагонов, проходящих текущий отцепочный ремонт за сутки, составляет:
mс 4тех = mc4(β*0.002+τ*0.006+φ*0.012);
mс 8тех = mc8(β*0.002+τ*0.006+φ*0.012)
Зная количество вагонов, проходящих текущий отцепочный ремонт за сутки, можно определить месячную и годовую программу ремонта.
Результаты расчета целесообразно свести в таблицу следующей формы:
Типы вагонов | Программа | |
месячная | годовая | |
Восьмиосные | ||
Четырехосные | ||
Всего |
2.Вагонные депо являются основными предприятиями, предназначенными для текущего и деповского ремонта вагонов и обслуживания их в эксплуатации.
Потребное количество ремонтных мест для выполнения текущего отцепочного ремонта вагонов
Nто – общая годовая программа текущего отцепочного ремонта вагонов;
tто= 3,5 ч – норма простоя вагона в текущем отцепочном ремонте;
24 – число часов в сутках;
365 – количество дней в году;
К – коэффициент неравномерности поступления вагонов в ремонт, принимаемый для текущего отцепочного ремонта 1,2.
3.Расчет рабочей силы для ПТО производится из условий, что работы по осмотру и текущему безотцепочному ремонту вагонов (ТР-1) выполняется круглосуточно, в четыре смены при 12-часовом непрерывном дежурстве работников смен, с тем условием, что не превышается месячная норма часов работы (173,4 ч).
Потребное количество работников в одной бригаде
m4/ – среднее количество вагонов в составе (в четырехосном исчислении)
Нтех – трудоемкость чел.-мин на осмотр и текущий безотцепочный ремонт одного вагона (принимается 15-16 чел.-мин на один четырехосный вагон);
к – коэффициент, учитывающий неравномерность прибытия поездов и непроизводительные переходы ремонтных бригад (принимается 0,85-0,9);
tосм – простой состава под осмотром и в безотцепочном ремонте, не превышающий 25-30 мин.
Таких бригад должно быть две в каждую смену – для четных и нечетных поездов. Таким образом, общее явочное число работников на ПТО составит:
а списочное
Кзам коэффициент, учитывающий количество отсутствующих по уважительной причине (Кзам = 1,08… 1,2)