Понятие и особенности производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер адм. наказания.
Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к адм. ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм адм. права.
В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).
Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.
Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.
Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если законом установлена ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в гражданско-правовых отношениях.
Административный процесс.
Юридический процесс - урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, адм. и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного процесса:
1) вид юр. процесса, соотносятся как часть и целое;
2) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
3) обеспечивает условия для реализации материальных норм адм. права;
4) целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;
5) результаты адм. процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
6) регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт адм. права;
7) обладает определенным строением (структурой).
НЕОТВЕЧЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Административно-правовой режим въезда в РФ и выезда из РФ.
Административно-правовой статус военнослужащих. Альтернативная гражданская служба.
Административно-правовой статус беженцев.