Вопрос 69. Основные теории происхождения государства
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от Бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражала определенные реальности, а именно: теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Эту теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха Ф.Аквинский.
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Появилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, Платона.
Теория общественного договора получила распространение в XVII-XVIII веках. В Англии сторонниками этой теории были Локк и Гоббс, в России – Радищев, во Франции – Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, которые утверждали, что власть принадлежит народу, и передана им монарху. Каждому человеку от рождения принадлежат естественные неотчуждаемые права, часть которым людьми добровольно передается государству для организации социального общения. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. В договорной теории государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государств. Эта теория отразила некоторые реальные процессы отдельных государств. Например, договорную практику многих землевладельцев (феодалов), городов, заключавших договор с князем.
Теория насилия (основоположники Каутский и Гумплович) основой происхождения государства считали акт насилия, завоевание одного народа другим. Гумплович считал, что все государства появляются в результате насилия. Для закрепления власти победителя над завоеванными, для насилия над ними создается государство. Сторонники теории насилия утверждали, что племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство. К.Каутский. Стадии формирования государства в процессе завоевания: 1) завоевание; 2) обострение социальных противоречий; 3) замена военного господства правовым; 4) стадия формирования гражданских прав; 5) сглаживание социальных противоречий, создание единых народа, национальности, национальной идеи. Теория внутреннего насилия Евгения Дюрина.Государство является продуктом насилия одной части общества над другой частью этого же общества (насилие большинства над меньшинством).
Психологическая теория – возникновение государства связывается с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители: Петражицкий, Фрейд. Государство является продуктом человеческих инстинктов.
Ирригационная теория отстаивалась немецким ученым Виттгофелем. В его работе «возникновение государств», их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения.
Органическая теория – государство, являясь социальным организмом, возникло и развивалось как биологический организм (Спенсер).
Расовая теория происхождения государства (Габино, Ницше). Все государства как расы: есть высшие государства (гении), есть средние (организаторы) и есть низшие (исполнители).
Сегодня одной из самых распространенных теорий происхождения государства является материалистическая теория (классовая), представителями кт являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу были положены книга Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, и лекция В. Ленина “О государстве”. Энгельс показал, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения государства. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии – дикость, варварство и цивилизация, различающиеся, главным образом, степенью развития производительных сил. По мере развития и совершенствования орудий труда и крупными общественными разделениями труда (отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделение торговли в самостоятельную сферу экономики) образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества, благодаря этому, с одной стороны, возникает необходимость, а с другой стороны, - экономические предпосылки, возможность содержать специальные группы людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений частной собственности и интересов собственников. Так происходит постепенное превращение общественной власти, которой располагали вожди, старейшины, в публичную, т.е. государственную власть. Если основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет, то сущностью государственной власти становится принуждение. Коренным образом меняется положение человека в обществе. Если в первобытном обществе оно определялось принадлежностью отдельного лица к семье, роду или племени, то в государстве статус человека определяется его имущественным положением и личной близостью к носителям публичной власти. Государство является продуктом развития производительных сил и производственных отношений. Государство выступает аппаратом подавления одного класса другим, аппаратом насилия одной части общества над другой частью. Право выступает волей господствующего класса, возведенной в закон, отражающей материальные условия жизни класса и являющейся инструментом эксплуатации.