Ответственность за нарушение и невыполнение коллективных договоров, соглашений
ри наличии ранее заключенного коллективного договора. Законодатель в этом случае предусмотрел ограничение в сроке начала переговоров — не ранее чем за три месяца до окончания срока действия имеющегося коллективного договора или в сроки, оговоренные в уже имеющемся коллективном договоре. Любая из сторон в этом случае письменно уведомляет другие стороны о начале переговоров, а вторая — в течение семи дней должна начать переговоры. При этом законодатель не указывает здесь момент начала отсчета семидневного срока. При определении этого момента необходимо учитывать, что за преднамеренное (т. е. умышленное) нарушение этого семидневного срока ст. 17 Закона и ст. 411 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа. Привлечение к ответственности требует обязательного наличия умысла у нарушителя (в том числе и осведомленности о наличии и начале течения этого срока). Умысел на нарушение срока здесь может быть только после получения привлекаемым лицом соответствующего письменного документа (уведомления о начале переговоров). Соответственно, началом отсчета семидневного срока является момент (день) фактического получения стороной (представителем стороны) письменного уведомления о начале переговоров.
2. Без ранее заключенного коллективного договора. В этом случае срок ведения переговоров (как и их начала) определяется сторонами (то есть представителем работников и работодателем) и закрепляется в протоколе, которые подписывают представители сторон.
В обоих вышеуказанных случаях порядок ведения переговоров определяется сторонами и закрепляется в соответствующем протоколе.
После определения процедурных моментов стороны создают рабочую комиссию, в состав которой включаются представители сторон. Закон не определяет количество членов этой комиссии и соотношение представителей сторон, однако наиболее целесообразным и в теории, и на практике является равное представительство сторон. Количественный состав комиссии может быть определен сторонами индивидуально в каждом конкретном случае, исходя из необходимости и достаточности людей для проведения переговоров в оптимальные сроки. Соответственно, при определении этой величины стороны должны определить приблизительный объем предстоящей работы и сроки проведения переговоров. Понимание этих критериев дает представление о необходимом количестве членов комиссии.
Наличие сформированной комиссии дает все основания для проведения непосредственно переговоров. При этом законодатель позволяет делать перерывы в ходе переговоров, проводить консультации со специалистами, экспертизы, получать дополнительную информацию, необходимую для проведения переговоров, принятия решений комиссией и поиска компромиссов.
Для эффективности, оперативности и полноты работы комиссии законодатель в ч. 7 ст. 10 Закона обязал стороны коллективных переговоров предоставлять комиссии всю информацию по содержанию коллективного договора. В качестве гарантии выполнения этой обязанности ст. 19 Закона и ст. 413 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривают, соответственно, дисциплинарную и административную ответственность (штраф от 17 до 85 грн.) виновных в непредоставлении информации лиц.
Кроме того, деятельность комиссии гарантируется путем установления ответственности за необеспечение работы комиссии в виде штрафа до 170 грн. и дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с должности.
В работе комиссии могут возникать спорные ситуации, когда представители сторон имеют разное мнение относительно того или иного положения будущего коллективного договора. На этот случай ст. 11 Закона предусматривает порядок разрешения разногласий — так называемые примирительные процедуры. Этот порядок (процедуры) включает в себя следующие этапы:
- Объявление перерыва в работе комиссии для поиска компромисса.
- Составление протокола разногласий, в котором указываются окончательно сформулированные предложения о мероприятиях, необходимых для устранения этих причин.
- Проведение консультаций сторонами и формирование примирительной комиссии. При отсутствии согласия в составе примирительной комиссии стороны обращаются к посреднику, выбранному сторонами. На этот этап законодатель отводит три дня. Поскольку в Законе не указано, какие это дни, рабочие или календарные, то по общему правилу считается, что это — календарные дни.
- Рассмотрение примирительной комиссией (или посредником) протокола разногласий и вынесение рекомендаций по существу спора. На это Законом отводится до семи дней.
- При недостижении согласия между сторонами относительно внесения рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, закрепленном действующим законодательством Украины.
Для поддержки своих требований уполномоченные работниками органы могут проводить собрания, митинги, пикетирования, демонстрации. Однако это уже крайний метод урегулирования разногласий, который, как правило, применяется только в особо острых ситуациях, связанных с наиболее принципиальными позициями коллективного договора.
После урегулирования разногласий комиссия возобновляет свою работу, подготавливает проект коллективного договора и утверждает его своим решением, которое оформляется протоколом.
Принятый комиссией за результатами переговоров проект коллективного договора выносится на обсуждение трудового коллектива и на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива.
Общее собрание трудового коллектива может принять одно из двух решений:
- Отклонить проект коллективного договора (или отдельные его положения). После этого стороны возобновляют переговоры для поиска необходимого решения. Закон отводит на это до 10 дней. После этого проект коллективного договора в целом выносится на рассмотрение общего собрания трудового коллектива. Закон в этом случае расценивает отсутствие споров по другим положениями документа как согласие трудового коллектива с остальными положениями коллективного договора. Соответственно, необходимости повторно обсуждать отдельные положения документа нет.
- Принять проект коллективного договора. В этом случае Закон отводит пять дней с момента одобрения на подписание документа уполномоченными представителями сторон. Общее собрание трудового коллектива может установить иные сроки, что предусмотрено ч. 3 ст. 13 Закона. На подписание коллективного соглашения (генерального, отраслевого, регионального) Закон отводит четко определенный срок — до 10 дней, которые не подлежат изменению сторонами.
После подписания коллективного договора он вступает в силу с даты его подписания или с иной даты, указанной в договоре.