Тема 3. Монголы и Русь (4 часа)
Батыево нашествие кровавой бурей прокатилось по северо-восточной и южной Руси. А после этого практически на два с половиной столетия устанавливается зависимость Руси от Орды. Оценку этой зависимости давали и летописцы, и ученые прошлого, и наши современники. Когда вошли в исторический оборот термины «иго», «монголо-татары», являющиеся сейчас наиболее употребительными при описании взаимоотношений русских земель и Орды? Развитие этих взаимоотношений также различными историками рассматривается неодинаково. Что же касается современников событий, то они были вынуждены приспосабливаться к тем условиям, которые их окружали. И стратегия действий разных политических деятелей была различной: от активного сопротивления до
сотрудничества, налаживания дружественных отношений и способствования проведению ордынской политики на Руси. При ответе на второй вопрос можно в качестве примеров рассмотреть деятельность Александра Невского, Федора Черного, Даниила Галицкого, тверских и московских князей первой половины XIV века и др.
Есть мнение, что именно в период «ига» двоеверие было вытеснено православием. Именно в эти века церковная организация на Руси превратилась в самостоятельную силу, способную влиять на принятие князьями, в том числе политических, решений. Почему, получив от монголов льготы и поминая ханов в молитвах, Церковь прославляла погибших в Орде князей как мучеников, а церковные деятели благословляли русское воинство на борьбу за независимость? Ответ на эти вопросы предполагается при рассмотрении третьей темы семинара.
Историки по-разному оценивают последствия монгольского владычества – от практически полного отрицания каких бы то ни было нововведений до мнения о копировании политической структуры, больших заимствованиях в сфере культуры, или вообще о превращении, благодаря монголам, Руси из периферийного европейского государства в могущественную евразийскую державу. Рассмотрению этих мнений, а также данных источников, посвящен четвертый вопрос семинарского занятия.
Вопросы
1. Определение понятия «монголо-татарское иго» в историографии. Оценка в исторической науке монгольской политики по отношению к русским землям.
2. Примеры политики русских князей по отношению к монгольскому владычеству (сотрудничество, сопротивление).
3. Монгольская политика в области вопросов вероисповедания подвластных народов и влияние этой политики на положение русской православной церкви.
4. Последствия монгольского владычества:
А) монгольское влияние на политическую культуру Руси;
Б) монгольское влияние на культуру русских земель (язык, одежда, оружие, предметы быта и др.)
В) Русь – Европа или Азия: повлияло ли монгольское владычество на геополитический вектор развития Русского государства.
Источники:
Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т.5. Спб., 1997.
Памятники Куликовского цикла. Спб., 1998.
Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981.
Слово о погибели Русской земли // Библиотека литературы Древней Руси. Т.5, Спб., 1997.
Исследования:
Александр Невский и история России: материалы научно-практической конференции. М., 1996.
Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989.
Амелькин А.О., Селезнев Ю.В. Нашествие Батыя и установление ордынского ига в общественном сознании Руси XIII – XVII вв. Воронеж, 2004.
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь – М., 1997.
Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. №3. С.74 – 93.
Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.
Горский А.А. Русское средневековье. М., 2010.
Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М, 2007.
Долгов В.В. Древняя Русь: мозаика эпохи. Очерки социальной антропологии общественных отношений XI – XVI вв. Ижевск, 2004. С.150 – 155 (об Александре Невском)
Ермолин Е.А. Святой великий князь Фёдор Ростиславич Чёрный, ярославский и смоленский. Взгляд с порога III тысячелетия. Ярославль, 1999.
Иванова Е. Е. К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2. С. 37–48.
Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973.
Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб., 1995.
Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. Спб., 2003.
Кучкин В.А. Русская церковь во второй половине XIII – XIV вв. // Православная церковь в истории России. М., 1991.
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991.
Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Монголы и Русь. Спб., 2006.
Пашуто В.П. Александр Невский. М., 1974.
Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.
Плигузов А.И., Хорошкевич А.Л. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII – XV вв. (по материалам краткого собрания ханских ярлыков русским митрополитам) // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII – XV вв. М., 2009.
Селезнев Ю.В. Русско-ордынские военные конфликты XIII – XV веков: Справочник. М., 2010.
Трепавлов В.В. Золотая Орда в XIV столетии. М., 2010.
Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200 – 1304. М., 1989.
Шенк Ф. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М., 2007.