Тема 18 «Преступления против жизни и здоровья»

Количество времени, предусмотренного для изучения темы: · лекционные занятия — 4 учебных часа · семинарское занятие — 2 учебных часа · практическое занятие — 2 учебных часа · самостоятельная работа — 6 учебных часов

Семинарское занятие

Цель занятия — закрепить полученные знания о круге преступных деяний против жизни и здоровья, систематизировать знания о судебной практике применения составов преступлений данной группы.

Учебные вопросы

1. Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья.

2. Характеристика основного состава убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ).

3. Характеристика состава убийства при отягчающих обстоятель-ствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ).

4. Характеристика составов убийства при смягчающих обстоя-тельствах (ст. 106–108 УК РФ).

5. Понятие, виды и критерии разграничения вреда здоровью.

6. Характеристика составов преступлений, предусмотренных ст. 124, 125 УК РФ.

Примерные темы рефератов

1. Уголовно-правовое значение определения границ жизни человека.

2. Влияние субъективных ошибок на квалификацию преступлений против жизни.

3. Влияние субъективных ошибок на квалификацию преступлений против здоровья.

4. Различие медицинских и юридических критериев вреда здоровью человека.

5. Уголовно-правовое значение и признаки реальности угрозы жизни.

6. Законодательная конструкция составов преступлений, ставящих в опасность жизнь и здоровье.

Методические рекомендации
по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучить источники, указанные в практикуме и рабочей программе учебной дис-циплины, по соответствующей теме. Особое внимание следует уделить постановлению Пленума Верховного суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», основные положения которого необходимо законспектировать. В процессе ответов изложение теоретического материала следует подтверждать ссылками на статьи уголовного закона и разъяснения постановлений Пленумов Верховного суда СССР, РСФСР, РФ, желательно приводить примеры из следственной и судебной практики. Ответ по каждому вопросу должен заканчиваться выводом.

При ответе на первый вопрос следует привести понятие преступлений против жизни и здоровья, произвести их классификацию, проанализировать конструкции составов преступлений данной группы. Показать родовой, видовой и непосредственные объекты, признаки объективной стороны, конструкцию большинства составов преступ-лений (материальные или формальные), признаки субъективной стороны, признаки субъектов. Указать преобладающие признаки, отяг-чающие преступления (квалифицирующие признаки).

При рассмотрении второго вопроса необходимо привести понятие убийства, проанализировать признаки состава преступления и дать им толкование, определить законодательную конструкцию состава преступления, произвести классификацию убийств по различным основаниям и показать её значение.

При ответе на третий вопрос следует произвести толкование признаков, отягчающих убийство и показать, как они влияют на квалификацию преступлений. Необходимо показать различия доктринального и профессионального толкований.

При рассмотрении четвёртого вопроса необходимо раскрыть характеристику привилегированных составов убийства (ст. 106-108 УК РФ). Назвать виды убийств матерью новорождённого ребёнка, разъяснить условия применения ст. 106 УК РФ; виды убийств в состоянии аффекта и разъяснить условия применения ст. 107 УК РФ, а также прокомментировать условия применения ст. 108 УК РФ.

При ответе на пятый вопрос следует привести понятие вреда здоровью, классифицировать вред здоровью, т. е. произвести деление на виды по различным основаниям, дать толкование признаков, высту-пающих критериями деления на виды.

При рассмотрении шестого вопроса следует показать особен-ности преступлений, предусмотренных ст. 124, 125 УК РФ, проанали-зировать признаки составов преступлений и дать им толкование, опреде-лить законодательную конструкцию состава преступления (материаль-ный или формальный состав), произвести разграничение между ними, показать особенности применения составов преступлений.

В тетради для конспектов лекций по уголовному праву начертите и заполните следующую таблицу.

Критерии разграничения преступлений,
предусмотренных ст. 124 и 125 УК РФ

Критерий разграничения ст. 124 УК РФ ст. 125 УК РФ
Объект    
Объективная сторона    
Субъект    
Субъективная сторона    
Квалифицирующие признаки    

Список рекомендуемых источников

Основные источники

1. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) : постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.01.1999 № 1 (в ред. от 03.12.2009) // Российская газета. – 1999. – 9 февраля.

2. Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека : постановление Правительства РФ от 20.09.2012 № 950 // Российская газета. – 2012. – № 220.

3. Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга : приказ Минздрава России 20.12.2001 № 460 // Российская газета. – 2002. – 30 января. – № 18.

4. Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека : постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (в ред. от 17.11.2011) // Российская газета. – 2007. – 24 августа.

5. Об утверждении медицинских критериев определения степени тя-жести вреда, причинённого здоровью человека : приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н (в ред. от 18.01.2012) // Российская газета. – 2008. – 5 сентября.

Наши рекомендации