Гербы в официальных источниках
Гербы городов Вятского наместничества, утверждённые 28 мая 1781 г., были внесены в первое «Полное собрание законов Российской империи», вышедшее в 1830 г. В этом собрании законодательных актов нашёл отражение основной массив информации, касающийся гербов уездных и губернских городов. Для изучения территориальной геральдики существенное значение имело продолжавшееся введение в научный оборот и обобщение фактического материала. Весь этот материал Лакиер практически оставил без внимания. Утверждавшиеся во второй четверти XIX в. гербы губерний, областей и городов публиковались во втором и третьем «Полных собраниях законов…» В 1858 г. в рамках издания появилось собрание рисунков территориальных и государственных гербов. Утверждённый 8 декабря 1856 г. герб Вятской губернии был опубликован в сборнике «Гербы губерний и областей Российской Империи». В нём были помещены рисунки и описания губернских и областных знаков, утверждённых с 1856 по 1878 гг. Сборник даёт наглядное представление о геральдической терминологии, использованной при описании наиболее поздних по времени утверждения гербов.
Итоги исследований в области территориальной геральдики в XIX в. подвёл труд П. П. фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи». Он содержал полный корпус гербов, утверждённых в XVIII–XIX вв., с их изображениями и взятыми из «Полного собрания законов…» описаниями, включая и все вятские. Это был новый тип гербовника, предназначенный для научных целей, имевший разнообразное значение: формально-геральдическое, эвристическое, археологическое, источниковедческое. Справочник создавал надёжную основу для анализа территориальной геральдики, но был не вполне востребован современниками и оказался оценен по достоинству только в конце XX в.
Публикации о территориальных гербах в газетах и журналах, региональных сборниках сравнительно регулярно появлялись с 1840-х гг. Они способствовали расширению интереса к геральдике в самых широких слоях населения. Не претендуя на анализ, преследуя исключительно прагматические информационные цели, они обычно касались геральдического пространства конкретной губернии и состояли из описаний местных гербов, заимствованных из «Полного собрания законов». Сравнительно примитивная форма публикаций восходила к изданиям XVIII в. и стабильно присутствовала в историографии до начала ХХ в. Например, вятскому гербу неоднократно были посвящены публикации во «Всемирной иллюстрации».
В 1880 г. цветные изображения и описания гербов Вятской губернии и всех уездных городов были опубликованы в двухтомном сборнике, посвящённом столетию Вятской губернии (рис. 1–14). В этом же издании содержится информация о времени пожалования и символическом значении изображения вятского герба: «В царствование Императрицы Екатерины II все города при образовании губерний, вошедших в их состав, получили нарочито составленные гербы для них. Тогда же (1781 г.) получила свой герб г. Вятка. Выбор такого герба можно считать более удачным сравнительно с гербами других городов губернии и надо думать, что на мысль дать таковой Вятке навели летописные сказания о долгой борьбе вятских поселенцев с туземцами, а после и с московскими князьями». Как видим, сведения о гербе, приведённые в достаточно объёмном сборнике, весьма скудные, а предположение о его происхождении не претендует на достоверность. Однако уже в самом изложении вопроса ощущается потребность в научном изучении вятской символики.
Герб г. Киров
Герб Вятки утвержден 28 мая 1781 года вместе с другими гербами Вятского наместничества
"В золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелою, а над ней в верхней части щита крест красный. Сие внесено и во все вновь сочиненные гербы в верхней части щита в означение того, что те города принадлежат к Вятскому наместничеству".
В 1859 году составлен проект герба Вятки: "В золотом поле выходящая вправо из лазоревых облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелой, в правом углу червленый, с шариками, крест. Щит увенчан золотой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою"
С 1934 года Вятка именуется "Киров".
"Советский" герб Кирова утвержден Кировским горсоветом депутатов трудящихся 27 мая 1969 года.
В красном геральдическом щите изображались зеленая ель, на ней золотая белка, ниже композиция из шестерни, колоса и реторты. В верхней части герба на золотой ленточке помещалось название города, а в нижней части в золотом поле - элемент старого городского герба, рука, натягивающая лук (о помещении на герб креста со старого герба, конечно, не могло быть и речи)
Автор герба - В.В.Мощаков.
В 2006 году подверглась редакции статья Устава Кирова, касающаяся городского герба. Старая версия статьи:
"Официальным символом города Кирова является ГЕРБ. ГЕРБ города Кирова принят 27 мая 1969 года решением 2-й сессии 12-го созыва Кировского городского Совета депутатов трудящихся".
27 августа 2008 года городская Дума Кирова Решением №19/4 восстановила исторический герб города, утвержденный 28 мая 1781 года. Утверждено также Положение о гербе. Согласно тексту Положения:
Статья 2. Описание Герба
2.1. Настоящим положением восстанавливается в употреблении исторический герб города Вятки, высочайше утвержденный 28 мая 1781 года императрицей Екатериной II.
2.2. Геральдическое описание Герба:
"В золотом поле выходящая косвенно вниз из лазоревого (голубого) облака правая рука (десница) натурального цвета в червленом (красном) рукаве, держащая натянутый лук со стрелой того же цвета, во главе щита - уширенный крест, также червленый".
Геральдика и исторические традиции так трактовали элементы герба: золотой цвет щита в геральдике означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; червленый (красный) цвет лука, стрелы и креста - храбрость, мужество, отвагу; лазоревый (голубой) цвет облака символизирует величие, красоту, ясность. О значении натянутого лука с наложенной на него стрелой существуют различные точки зрения. По мнению одних, в основе вятского герба лежит территориальный символ, представляющий в символической форме местную историю. Одним из источников является культ стрел (Громовые или Перуновые стрелы в верованиях славян). О существовании этого культа на древней Вятке говорится в "Повести о стране Вятской". Другим источником (а, следовательно, и точкой зрения) является местное почитание лука со стрелой. Об этом свидетельствует находка историка и археолога А.А. Спицина на Буйском городище (у Буйского перевоза через Вятку). Спицин здесь обнаружил бронзовую прорезную бляшку в виде скифского лука. Как считают исследователи, аналогичные бронзовые модели луков находятся в археологических памятниках скифско-арматского времени. Появление ведущего образа скифского мира - натянутого лука со стрелой, явилось следствием культурного влияния скифо-сарматов на своих соседей финно-угров, прежде всего на ананьинскую культуру. Считается, что само слово "скиф" по своему происхождению и значит стрелок из лука. Большая часть исследователей считает, что в основе выбора этого символа, для обозначения Вятской земли на государевой печати Ивана Грозного, послужила православная символика, в которой лук со стрелой символизировал некрещеные, варварские народы. В Вятском гербе - символизировал обитавших на Вятке нехристианских народов (удмуртов, марийцев, татар и др.). Рука, держащая лук со стрелой и выходящая из облака, как считают исследователи, возможно, говорит об особенностях военных действий вятчан. Самой характерной их чертой было воевать малым числом за счет внезапного нападения под покровом ночи или с тыла, из леса, а также подплывая бесшумно на ушкуях. Образно говоря, "падать на врагов как снег на голову", "как с неба".
Крест, появившийся на гербе в 1676 году, был призван решить свою задачу:
- по одной версии, сгладить языческое звучание символики герба (лука и стрелы);
- с другой, что свободная воля хлыновцев (хлын - бездельник, барышник, мошенник, беспутный человек, сбившийся с истинного пути) под воздействием Трифона Вятского выразилась в неотступном пребывании с богом.
Таким образом, появление креста в символике герба (вятской печати) окончательно изменило и смысл руки, выходящей из облака, - что стало символизировать промысел божий.