Понятие государственного бюджета и его функции
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике 5
1.1 Понятие государственного бюджета и его функции 5
1.2 Формы и методы бюджетного регулирования 8
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета 14
Глава 2 Бюджетная политика Российской Федерации на современном
этапе 18
2.1 Сущность и типы бюджетной политики 18
2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный фонд 20
2.3 Основные направления бюджетной политики в период
кризиса 24
Глава 3 Основные направления бюджетной политики в Республике
Беларусь 28
3.1 Формирование доходной и расходной части государственного бюджета 28
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг 31
3.3 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета 33
Заключение 38
Список использованных источников 41
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет - часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание).
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит,- превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.
Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.
Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг, который определяется как сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления, раскрытие понятия государственного долга, анализ его динамики и возможные способы управления этими показателями.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетного дефицита, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны. Дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Во второй главе анализируется показатель бюджетного дефицита РФ за последние годы, рассматривается нынешняя ситуация на рынке государственного долга. В третьей главе определяются основные направления бюджетной политики в РБ, бюджетный дефицит и государственный долг, а также проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ. Также при написании данной работы была использована современная экономическая литература, статьи периодической печати и материал, опубликованный в Internet.
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Бюджет является центральным звеном финансовой системы. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.
В юридической и экономической литературе бюджет рассматривается в разных аспектах.
1. Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов. В данном аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.
Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.
Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.
С информационной стороны бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
2. В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов.
3. Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти и имеющий силу закона.
В соответствии со ст. 2. Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. (с изм. и доп. от 26 октября 2012 г.) бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[1]. По своей природе бюджет – политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на ободрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, а отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента исполнительной власти.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны.
Главное значение бюджета состоит в том, что через него происходит мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов.
Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств, в целях обеспечения функций органов государственной власти, занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
В новых условиях изменяются приоритеты бюджетной политики. Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.
Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.
Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).