Публичная защита курсовой работы
Дата защиты согласовывается научным руководителем и вносится в расписание занятий. Защита носит публичный характер, допускается присутствие студентов других групп, преподавателей, представителей администрации вуза.
На защите студент излагает актуальность исследования, цель и задачи, основные результаты исследования. Выступление студента на защите рекомендуется проиллюстрировать мультимедийной презентацией. Затем студент отвечает на вопросы научного руководителя. Устная защита студента оценивается в соответствии с критериями (см. раздел «Критерии оценки курсовой работы»).
По результатам защиты студенту выставляется итоговая оценка за курсовую работу по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной оценки, студент перерабатывает курсовое исследование и вновь представляет на защиту. Защита курсовых работ должна завершиться до начала экзаменационной сессии.
При подготовке курсовой работы студент должен руководствоваться графиком проведения курсового исследования, согласованным с научным руководителем, и представлять материалы строго в установленные сроки (см. Приложение 1).
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы предполагает наличие следующих элементов:
1. Титульный лист (см. Приложение 2).
2. Содержание (см. Приложение 3).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список используемой в курсовой работе литературы и источников.
7. Приложения.
Введение — очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.
Раздел «Актуальность темы исследования»— обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.
Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы (степень исследованности темы), который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.
Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.
Пример описания степени исследованности темы[1]: Научная разработка проблемы толкования норм права в нашей стране велась и ведется в настоящее время весьма интенсивно. Однако далеко не все аспекты этой традиционной темы юриспруденции получили глубокую и всестороннюю трактовку. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что исследованию подвергалась в основном та часть проблемы, которая связана с официальным толкованием юридических норм. Проблеме доктринального толкования норм права в научной и учебно-методической литературе уделяется незначительное внимание. В дореволюционный период вопросы толкования норм права исследовались в работах Е.В. Васьковского, А.В. Завадского, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, П.И. Люблинского, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и других.
В советский и современный период проблема толкования нрава исследовалась в трудах С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, Н.А. Вопленко, Д.А. Гаврилова, И.А. Иванникова, В.Н. Карташова, В.Я. Кикотя, В.В. Кожевникова, В.В. Кошелева, В.В. Лазарева, Д.С. Метлицкого, В.И. Наумова, П.Е. Недбайло, И.С. Перетерского, А.С. Пиголкина, Л.В. Полововой, С.В. Полениной, В.П. Сальникова, И.С. Самощенко, И.Н. Сенякина, Л.В. Соцуро, А.К. Соболевой, В.М. Сырых, В.В. Тарасовой, В.А. Толстика, Ю.А. Тихомирова, И.Н. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, Н.И. Хабибуллиной, Л.А. Харитонова, А.Ф. Черданцева, М.Д. Шаргородского, А.С. Шляпочникова, Б.С. Эбзеева, П.С. Элькинда и других ученых-юристов.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (4-6 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, проанализировать, вывести формулу, разработать методику и т.п.).
Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Например: Цель исследованиязаключается в исследовании сущности доктринального толкования норм современного российского права.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие основные задачи:
- выявить понятие и признаки доктринального толкования права;
- определить место и роль доктринального толкования норм права в системе иных видов толкования права;
- исследовать принципы, лежащие в основе доктринального толкования норм права;
- выявить функции доктринального толкования норм права;
- проанализировать структуру доктринального толкования норм права;
- осуществить классификацию доктринального толкования норм права.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект — это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Например: Объектом исследованиявыступает доктринальное толкование норм российского права как многоаспектное явление правовой действительности в совокупности своих сторон, свойств и отношений.
Предмет— это то, что находится в границах объекта и непосредственно исследуется автором курсовой работы.
Например: Предметом исследованияявляются признаки доктринального толкования норм права, его виды, принципы и функции, структурные элементы, основания возникновения, а также место и роль в системе иных видов толкования норм права.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Например: Методологическую основу исследованиясоставляют диалектический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (логические приемы и способы, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также метод моделирования).
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Например: Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуются понятие и виды толкования права, место и роль доктринального толкования права, во второй – принципы, функции, структура и виды доктринального толкования права.
Наименования разделов введения (актуальность темы исследованности, степень изученности темы, цель, задачи, объект, предмет исследования, методологическая основа и структура исследования) выделяются жирным шрифтом. Объем введения в курсовой работе обычно не более 4 страниц машинописного текста.
Основная часть курсовой работы может состоять из 2 (крайне редко 3 глав), которые нужно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы, но при этом не может быть меньше 4 страниц. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.
В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. При использовании косвенных или прямых цитат других авторов необходимо делать сноски на источник информации (рекомендуются сноски в конце страницы). Главы и параграфы курсовой работы должны завершаться выводами по рассматриваемым в данной части работы проблемам.
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Объем заключения в курсовой работе обычно не превышает 2 страниц печатного текста.
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 25-30.
Вспомогательные или дополнительные материалы (схемы, таблицы, графики, образцы документов, статистические материалы), которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.