Идеология избирательных кампаний
В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом обеспечения контроля над ней. Отсутствие свободного волеизъявления народа или дискредитация выборов приводят к отчуждению людей от власти, с одной стороны, с другой — различных проявлений радикализма. Только свободные, справедливые и регулярные выборы могут обеспечить ситуацию, в которой смена руководства страны не угрожает обществу расколом и не разрушает механизм государственного управления, а, наоборот, повышает эффективность и устойчивость всей политической системы и укрепляет согласие в обществе.
Политические выборы— это способ формирования высших и местных органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Выборы - это «своеобразный политический рынок», на котором претенденты на занятие определенных должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, на право принимать решения, которым граждане должны подчиняться. Как и на любом рынке, здесь существуют обман, ложь, спекуляция на доверии людей. Выборы эффективны только тогда, когда в стране действует избирательное право как система законов, регулирующих процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований (партии, общественные организации и т.д.). Все участники выборов должны иметь свободный доступ к СМИ, чтобы пропагандировать свои программы, чтобы получать достоверную информацию о жизни в стране. Выборы, проводимые с нарушением прав человека, прав оппозиции, с подтасовкой результатов, не считаются свободными и демократичными. Получив власть путем таких выборов, ее обладатели рано или поздно теряют доверие граждан и отвергаются ими.
Выборы могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, прямыми и многоступенчатыми (косвенными).
Проведение выборов в органы государственной власти связано с осуществлением особого вида политической деятельности, когда претенденты вступают в конкурентную борьбу и предпринимают разные шаги для привлечения на свою сторону избирателей. На политической сцене проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с гражданами, выступления политических лидеров, на улицах появляются рекламные плакаты, распространяются листовки. Все это многообразие событий, которое инициируется и создается людьми в преддверии и во время выборов в государственные органы называется избирательным процессом, т.е.назначение выборов; регистрация избирателей в установленном законом порядке; организация избирательных округов, районов, участков; регистрация кандидатов; предвыборная агитация; порядок голосования; подсчет голосов.
Наряду с этим каждый кандидат или избирательный блок во время выборной кампании пытаются решить свои собственные задачи и для этого используют различные методы и средства. Данную совокупность методов, средств, действий, предпринимаемых политическими партиями, избирательными блоками или отдельными кандидатами для достижения предвыборных целей, принято называть избирательной кампанией.
Практически каждая избирательная кампания ведется в условиях жесткой конкуренции с политическими соперниками, что предполагает наличие определенных технологий для получения влияния на умонастроения и предпочтения населения. Совокупность способов воздействия на людей с целью повлиять на их поведение называется избирательной технологией.Сложность подобных механизмов в современном мире вынуждает организаторов избирательных кампаний пользоваться услугами профессионалов — специалистов в области политических технологий. Это люди, которые обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками и используют их для привлечения на сторону обслуживаемого ими кандидата определенную часть электората.
Избирательное право— совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних. Существует активное и пассивное избирательное право. Активное— право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Пассивное— право быть избранным, быть кандидатом в представительные органы власти или на выборную должность.
Порядок проведения выборов и способы подсчета голосов в каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статус избирателей и избирательных блоков; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования. Совокупность данных норм задает направленность действиям всех участников предвыборной борьбы, заставляет их действовать в рамках единого избирательного порядка и называется избирательной системой общества.
Избирательная система— это система общественных отношений, связанная с выборами органов публичной власти. Существуют следующие типы избирательных систем:
Мажоритарная избирательная система(от фр. большинство) — это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором победителем признается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное законом большинство голосов в избирательном округе. В зависимости от характера большинства мажоритарная система бывает:
- относительного большинства,когда кандидату для получения мандата достаточно собрать голосов больше, чем его соперники по предвыборной борьбе (Англия, Канада);
- абсолютного большинства,когда кандидату для победы нужно набрать более 50% голосов. В случае, когда этого не происходит, назначается перебаллотировка или второй тур выборов. Чаще всего встречается перебаллотировка двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре для избрания достаточно относительного большинства голосов (Австралия, Франция, Беларусь);
- квалифицированного большинства,когда кандидату следует получить квалифицированное большинство, к примеру 3/4 голосов избирателей (Чили).
Такую систему можно применять не только при избрании парламентариев, но и высших государственных должностных лиц, в частности президента. При такой системе действует сильная оппозиция, которая вырабатывает четкую альтернативу курсу правительства. Главный недостаток мажоритарной избирательной системы заключается в том, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы.
Пропорциональная избирательная система— это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором распределение депутатских мандатов осуществляется на основе принципа пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Такая избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. При этом выборы при такой системе строго партийные, избиратели голосуют за целый партийный список, значит, за программу какой-то определенной партии: Греция, Израиль, Австрия, Бельгия.
Одним из главных достоинств такой системы является возможность вхождения в представительные органы власти представителей избирательных блоков. Среди недостатков данной системы нужно выделить следующие: депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей; в парламент избираются представители различных партий, что приводит к формированию коалиционных правительств. Такая система выгодна партийной верхушке. Она отчуждает от политики рядовых членов партии и партийный электорат. Кроме того, может привести к появлению в парламенте множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способными к сотрудничеству, будут препятствовать принятию политических решений.
Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламента, в ряде стран мира введен так называемый заградительный пункт, т.е. установлен минимальный процент голосов, который должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов. Одной из первых заградительный пункт в виде 5%-й оговорки установила ФРГ.
Смешанная избирательная система— это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, который сочетает в себе элементы пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков. Такое комбинирование может состоять, например, в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, другая — на основе пропорциональной.
Такая система действует в России, где 225 депутатов Государственной думы избираются по партийным спискам в едином федеральном округе и 225 депутатов избираются в одномандатных округах по правилу относительного большинства. Подобная система действует в Германии, Новой Зеландии, Венесуэле.