Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
Правотворчество – сложная деятельность по формулированию общих (правовых) правил поведения. Оно неоднородно, его виды отличаются специфическими особенностями.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество представительных (законодательных) государственных органов (например, Государственной Думы, законодательных собраний субъектов РФ);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента РФ);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого в соответствии с специальной процедурой принимаются нормативные правовые акты высшей юридической силы – законы, регулирующие наиболее значимые общественные отношения;
2) подзаконное правотворчество, отличающееся тем, что здесь нормативные правовые акты принимаются и вводятся в действие не представительными (законодательными) органами, а иными управленческими структурами – президентом, правительством, министрами, государственными комитетами, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций);
3) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов местного самоуправления, коммерческих структур и др. по принятию нормативных правовых актов, осуществляемая, образно говоря, по поручению государства, с его ведома (разрешения).
Следовательно, правотворчество – это многогранная, разнообразная деятельность различных субъектов. При этом каждый из названных видов правотворчества имеет свои особенности, назначение.
Юридическая техника
При осуществлении правотворчества используются специальные правила и приемы, влияющие на степень совершенства нормативных правовых и иных актов.
Юридическая техника - совокупность приемов, способов, правил разработки, оформления нормативных и индивидуальных правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности.
Различают следующие виды юридической техники: законодательная техника, техника систематизации нормативных правовых актов; техника индивидуальных (правоприменительных) актов и др.
В рамках юридической техники необходимо особо выделить законодательную технику, от правильного использования которой зависит степень совершенства законодательства, его доходчивость, согласованность формы и содержания.
Соответственно, законодательная техника – это совокупность правил и приемов разработки и формулирования законов, т.е. наиболее совершенных по форме, структуре и стилю нормативных правовых актов.
В целом законодательная техника должна обеспечивать:
- логическую последовательность изложения законодательного текста;
- отсутствие противоречий в содержании законодательного акта и в целом в системе законодательства;
- компактность, последовательность нормативного материала;
- ясность и доступность языка закона;
- точность и определенность формулировок и терминов, используемых в законодательстве;
- устранение множественности законодательных актов по одному и тому же вопросу[14].
Существенно следующее: свойственные законодательной технике правила и приемы универсальны, являются составной частью юридической техники. Они используются при разработке и совершенствовании не только законов, но и иных правовых актов.
В юридической литературе утвердилось мнение, в соответствии с которым законодательная (юридическая) техника включает следующие элементы: технические средства, технические правила, способы изложения нормативного материала, технические приемы.
1. К техническим средствам относят юридические термины и юридические конструкции.
Юридические термины - словесные обозначения государственно-правовых понятий, т.е. концентрированные сведения о государственно-правовой действительности. Показательны здесь ст. 14 УК РФ, содержащая понятие преступления, ст. 32, формулирующая понятие соучастия в преступлении, ст. 48 ГК РФ, раскрывающая понятие юридического лица и др.
Можно сказать, что юридические термины – первичный материал для формирования текста нормативного правового акта.
Термины, используемые в законодательстве, неоднородны. Различают: а) общеупотребительные («жилое помещение», «строение», «документ» и т.д.); б) специально-юридические термины, имеющие особый юридический смысл («залог», «истец», «исковое заявление»); в) технические термины, отражающие область специальных знаний («правила техники безопасности» и др.).
Термины должны отличаться точностью в обозначении того или иного понятия, краткостью, ясностью, устойчивостью.
Юридическая конструкция – специфическое построение нормативно-правового материала, складывающееся из определенного целостного сочетания юридических средств. Это, по сути, готовые «образцы», «схемы», в которые оформляется (облекается) правовой материал. Их использование облегчает формулирование юридических норм, придает нормативной регламентации общественных отношений четкость и определенность. Юридические конструкции складываются на основе правотворческого опыта, в ходе которого отбираются наиболее целесообразные модели построения нормативного материала, исключаются модели устаревшие.
В каждой отрасли права есть устоявшиеся конструкции, отработанные в нормативных правовых актах. Таковы схемы составов преступлений в уголовном праве, схемы составов правонарушений в административном праве. Эти конструкции четко определяют программу и порядок действия дознавателя, следователя или судьи, избавляет их от излишней работы, не имеющей отношения к делу.
В гражданском законодательстве также содержатся разнообразные конструкции – состав гражданского правоотношения, юридическое лицо, состав сделки, разнообразные конструкции договоров, конструкция ответственности «без вины» и др. Как видно, конструкция гражданско-правового договора (например, купли-продажи, дарения и др.) достаточно отчетливо определяет положение сторон, их права и обязанности.
По-видимому, хорошо продуманные юридические конструкции – необходимое условие результативности правотворческого процесса.
2. Технические правила. Слово «правило» означает определенную регламентацию деятельности людей той или иной направленности.
В юридической литературе выделяют три основных группы правил юридической техники.
1) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов. Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние показатели (реквизиты), которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали бы название вида нормативного правового акта (закон, указ, постановление и т.д.); название органа, его издавшего; предмет регулирования и сферу действия; дату и место его принятия; регистрационный номер; подпись соответствующего должностного лица и др.
2) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного правового акта:
- достаточная определенность предмета регулирования, включение в нормативный правовой акт однородного, а не разнопланового по содержанию материала;
- логическая последовательность и завершенность изложения (построения) текста закона и или иного нормативного правового акта;
- приоритетное регулирование важных принципиальных вопросов не должно заменяться вопросами второстепенными;
- по возможности, исключение пробелов и противоречий в содержании нормативного правового акта.
В числе правил, относящихся к структуре нормативного правового акта, можно назвать следующие:
- выделение преамбулы (вводной части), в которой излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта;
- обособление общей основной части, которая может быть разделена на структурные единицы (главы, параграфы и др.);
- нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного правового акта, в таком же соотношении должны находиться нормы материального и процессуального права.
3. Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных правовых актов):
- точность в изложении, ясность и понятность правовых предписаний;
- официальный деловой стиль изложения;
- соблюдение правил грамматики и синтаксиса, недопустимость использования устаревших слов, выражений, употребления штампов бюрократического стиля;
- сочетание лаконичности, краткости с необходимой полнотой выражения правовых предписаний;
- логика и последовательность в изложении необходимой юридической информации.
4. Способы изложения нормативного материала. По степени обобщения конкретных показателей различают два способа изложения юридических норм в тексте закона (иного нормативного правового акта): абстрактный и казуистический.
Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, фактические показатели даются в обобщенном виде, а не посредством конкретизированной формулировки. Здесь нет детального описания, перечисления обстоятельств (например, констатация положения о том, что каждый имеет право на жизнь).
Казуистический способ изложения отличается тем, что явления, определенные факты, их разновидности характеризуются индивидуальными признаками, последовательно (казуистически) перечисляются. Например, детально названы в ст. 61, ст. 63 УК РФ и в ст. 42,43 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную и административную ответственность.
По-видимому, абстрактный прием изложения нормативного материала позволяет в кратких формулировках охватить все факты данного рода. Вместе с тем иногда необходимо прямо и конкретно указать на определенные индивидуальные обстоятельства, факты, т.е. использовать казуистический прием.