Общая характеристика социальной власти
Политическая власть — это разновидность социальной власти.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, необходимости продолжения рода человеческого, объективной неоднородности социальной структуры любого общества, коллективном (общественном) характере труда, персональных преимуществах людей в определенной сфере жизни. Важное значение имеет психологический фактор, суть которого состоит ц том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта утверждать в сфере социальных отношений собственную волю, несмотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способности навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.
Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную, власть общественно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть неформальных лидеров, объединений, групп.
Социальная власть предопределяется экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которой невозможно
понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное
обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны,
передачу (навязывание.) властвующим своей воли подвластным, а
с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" - первоисточник, первоноситель власти.
Власть невозможна без объектов воздействия - индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть),
но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.
Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее структурных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле (сила закона, сила привычки). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна претворить властную волю в жизнь.
Власть бывает сильна поддержкой, доверием широких масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует Сулу идеологического воздействия, в том числе обман и популистские обещания. Но власть, особен6но государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.
Социальная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже говорилось, в единстве двух проявлении: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью и организованностью.
Таким образом, представляется возможным дать определение власти с двух позиций. В субъективном плане власть— этоспособность и конкретная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях – навязывать свою волю другим людям.В объективном плане власть – это система отношений подчинения одних субъектов (подвластных) воле других (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, принуждения.Определяющая черта власти – способность властвующих субъектов навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными отсюда негативная черта власти.
Вебер различал следующие легитимные основания господства властвующих субъектов: традиционное, харизматичное, легальное.
Традиционное господство опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу привычки. Господство харизматическое легитимируется не привязанностью к традиции, т.е. к тому, что давно устоялось и стало обычны, а, напротив, «авторитетом необычного личного дара» (харизмой) однако при всем отличи традиционного и харизматического видов господства их все же объединяет личный характер отношений между властвующим и подчиненным субъектами. Только мотивов личной преданность харизматику является личная преданность.
Легальное господство предполагает подчинение не личностям, а общим правилам (нормам), установленным законом, перед которым все равны. По мысли М.Вебера, легальное господство (рациональное) не имеет ценностной (традиция) опоры, поэтому оно не столь мощно легитимируется, как первые два вида. И все же легальное господство боле надежно т мене подвержено субъективизму.
Некоторые политологи основой легитимности власти считают е сакральность, т.е. таинственность, мистичность.