Самостоятельной работы обучающихся

1) Изучение научной литературы. Данная форма преследует цель углубленного изучения отдельных вопросов темы. Контроль выполнения данной формы осуществляется в ходе опроса на семинарском занятии.

2) Конспектирование. Данная форма не просто заставляет обучающегося знакомиться с научными работами, но требует развития способности выделять главное из прочитанного материала, четко формулировать основную идею, кратко излагать соответствующие научные положения. Критериями отбора материала, предлагаемого для конспектирования, являются ценность соответствующей информации с точки зрения изучаемой темы, авторитетность источника и доступность конспектируемого материала.

3) Составление каталога журнальных статей. Данная форма используется в качестве средства, стимулирующего стремление обучающегося знакомиться с научной литературой. Приобретаемые в ходе выполнения этих заданий навыки работы с научной литературой и знания по библиографии будут необходимы обучающимся в течение всего времени обучения в вузе. Составление каталога научных статей может осуществляться по одному из следующих принципов:

- статьи, относящиеся к определенной теме;

- статьи, посвященные различным проблемам теории государства и права, публиковавшиеся в течение нескольких лет в определенном журнале (каждый обучающийся группы анализирует по одному периодическому изданию, в итоге группа сможет совместно использовать относительно полный каталог журнальных статей по всем темам курса);

- статьи, посвященные проблемам теории государства и права, появляющиеся в научных журналах в течение текущего года (один раз в месяц обучающиеся по очереди информируют группу о новых публикациях).

4) Реферат. Представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования. Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения обучающимся необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести научно- обоснованную полемику по вопросам государства и права. Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные, проблемные вопросы теории государства и права. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики.

Объем реферата — от 10 до 15 машинописных страниц. На титульном листе обучающийся указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, дату написания работы.

5) Составление словаря терминов. Данная форма предполагает, что обучающийся выписывает в алфавитном или тематическом порядке определения тех или иных правовых понятий. Используются два варианта подобной работы:

- составление словаря из основных понятий и категорий, изучаемых на лекционных и семинарских занятиях. Цель такой работы в том, что она позволяет обучающемуся систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты. Составленный таким образом словарь может быть очень удобен при подготовке к контрольным работам, а также к зачету и экзамену;

- составление словаря из сложных, незнакомых обучающимся терминов, определения которых необходимо найти в литературе. Цель - расширение словарного запаса, обогащение научно-категориального аппарата, кругозора.

6) Составление схем и таблиц. Такая работа позволяет наилучшим образом систематизировать полученные знания. Данная форма работы помогает обнаруживать логику, последовательность в изложении материала. Использование составленных в течение семестра схем по каждой теме значительно облегчает обучающемуся подготовку к промежуточной аттестации. В наибольшей степени задания на выполнение схемы уместны при изучении вопросов, связанных с классификацией различных правовых явлений, изучением их структуры, строения и т.п. В виде таблицы проводится сравнительный анализ определенных правовых явлений или категорий. Сравнение проводится по заранее заданным преподавателем параметрам. В качестве варианта такой работы возможно проведение контент-анализа, т.е. измерения интенсивности проявления определенных качеств во всей совокупности исследуемых явлений. Каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание по исследованию различных сторон одного и того же государственно-правового явления, таким образом каждый из них выполняет часть общего исследования. На семинарском занятии полученные данные обобщаются, и выявляются какие-то тенденции, обсуждаются возможные выводы. Подобная работа не только позволяет формировать начальные навыки научно-исследовательской деятельности, но и пробуждает интерес к ней, ощущение «причастности к науке».

7) Анализ учебной литературы. Данная форма предполагает не только получение информации, но и сопоставление данных, полученных из разных источников. В результате обучающиеся учатся выявлять те признаки явления, которые являются общепризнанными в научной литературе, получают представление о плюрализме как важнейшем принципе науки, ставятся перед необходимостью формировать и обосновывать собственное мнение, выбирать наиболее аргументированную научную позицию.

8) Поиск примеров изучаемых явлений. Некоторые темы в курсе теории государства и права чрезвычайно абстрактны и поэтому сложны и часто непонятны для первокурсников. В числе заданий этой группы можно перечислить решение задач. Обучающемуся предлагается описание проблемной жизненной ситуации, разрешение которой необходимо найти в действующем законодательстве. Такая форма самостоятельной работы может применяться в рамках тех тем, в которых изучаются определенные нормативные акты.

9) Эссе. Эта форма самостоятельной работы ориентирует не на поиск информации в научной литературе, а на высказывание и аргументацию собственного мнения, требует творческого авторского подхода к выполнению работы. Сочинение должно быть посвящено проблемам, которые изучаются в курсе теории государства и права и при этом известны и понятны людям, не имеющим специальных знаний. Сочинение предполагает сопоставление полученных научных знаний о том или ином явлении с обыденными представлениями о нем.

10) Составление кроссворда из терминов, относящихся к изучаемой теме. Данная форма самостоятельной работы имеет целью формирование юридического языка. Обучающиеся должны будут также решить кроссворды, составленные друг другом.

Примеры заданий

Изучение научной литературы.

Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право, 2001. № 5, С. 5-13.

Прочитайте статью, ответьте на вопросы: что такое правовая жизнь? Когда впервые появился этот термин? Почему именно сейчас важно рассматривать это понятие? Назовите и охарактеризуйте признаки правовой жизни, сформулированные автором статьи. В чем состоят позитивные и негативные проявления правовой жизни? Почему граница между теневой и световой частями правовой жизни является подвижной? Каковы причины существования теневой правовой жизни в России? Выскажите свое отношение к обсуждаемым вопросам. С чем вы не согласны?

Конспектирование.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (глава 9) // http://www.magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm

Составление каталога журнальных статей.

Проанализируйте публикации журнала «Правоведение» последних пяти лет издания.

Терминологическое задание.

Впишете в личный юридический словарь и усвойте содержание следующих понятий: «наука», «предмет науки», «предмет теории государства и права», «теория государства и права как наука», «государство», «право», «метод науки», «методология науки», «метод теории государства и права».

Составление схем и таблиц.

1. Начертите в рабочем блокноте схемы: 1) «Классификация наук и место теории государства и права в системе наук»; 2) «Функции теории государства и права»; 3) «Методы теории государства и права».

2. Заполните таблицу данными о не менее десяти представителей науки теория государства и права. В таблице по горизонтали должны быть следующие ячейки: полное ФИО; ученая степень и звание; научная школа; наиболее значимые работы.

3. Сформулируйте три воспроизводящих и три творческих вопроса по изученному материалу, составив таблицу. Вопросы запишите в правой колонке таблицы. В левой колонке укажите ответы. На следующем занятии обменяйтесь информацией и предложите другим обучаемым дать свои варианты ответов на поставленные вопросы.

Контент-анализ государственных органов, исходя из указанных критериев:

1. Способ формирования.

2. Пространственные границы деятельности.

3. Принцип разделения властей.

4. Характер компетенции.

5. Правовые формы деятельности.

6. Сроки полномочий.

Анализ учебной литературы

Изучите взгляды на понятие и структурные элементы политической системы в следующих учебных изданиях:

1. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2009.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2006.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учеб. СПб., 2001.

4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2010.

5. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право): учеб. для вузов: в 2 т. - М.: Проспект: ТК Велби, 2008. - 644 с.

6. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2009.

Поиск примеров изучаемых явлений

Определите виды следующих правовых норм:

а) нормы ст. 27 Эмансипация. ГК РФ;

б) нормы ст. 24 Конституция РФ;

в) нормы ст. 8.29 Уничтожение мест обитания животных Кодекс РФ об административных правонарушениях;

г) нормы ст. 3.9 Административный арест. Кодекс РФ об административных правонарушениях;

д) нормы ст. 1 Задачи Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ;

е) нормы ст.121 Исчисление стажа работы, дающего право на отпуск. Трудовой кодекс РФ;

ж) нормы ст. 213 Хулиганство. УК РФ.

Эссе.

1. «Нужна ли юридическая теория практику?».

2. «Роль права в жизни человека».

Составление кроссворда.

Составьте кроссворд, используя не менее 20 терминов, обозначающих в первую очередь различные виды социальных норм.

Наши рекомендации