Северная Ирландия — колония британского империализма
Смысл создания автономного юнионистского государства на Северо-Востоке Ирландии заключался в стремлении британского империализма и ольстерской колониальной верхушки сохранить за собой как рычаги неоколониального господства над островом в целом, так и возможность прямой колониальной эксплуатации хотя бы части его коренного населения. При этом местным юнионистам на протяжении почти полувека была предоставлена фактически полная свобода распоряжаться внутренними делами Шести графств. Практически до конца 60-х годов они пользовались полным доверием английских правящих кругов. Видимость парламентской демократии (наличие местного парламента и многопартийность) не могла скрыть реальность полицейской диктатуры буржуазно-помещичьей протестантской верхушки. Большую роль в качестве идеологических подпорок режима продолжали играть религиозный фанатизм и оранжизм. Оранжистами являлись поголовно все члены юнионистской политической иерархии, членом ордена был каждый третий мужчина-протестант. Правящая юнионистская партия регулярно обеспечивала себе 85—89% мест в обеих палатах Стормонта — нижней и верхней. Таким же подавляющим было ее превосходство в муниципалитетах.
Подавляющее политическое преобладание юнионистов достигалось разнообразными мерами дискриминации католиков. Специально введенный на выборах в местные органы власти имущественный ценз, антидемократическая система предоставления «множественных голосов» крупным предпринимателям и т.п. оставляли вне избирательных списков большое число малоимущих и неимущих католиков. Махинации по произвольному «кроению» избирательных округов снижали до минимума представительство меньшинства.
Все активные проявления политической оппозиции режиму жестоко подавлялись военизированной ольстерской королевской жандармерией и «специальными силами Б» — многочисленными полувоенными формированиями протестантских экстремистов. Начиная с 1922 г. в Шести графствах постоянно действовали так называемые законы о чрезвычайных полномочиях, сводившие на нет свободу личности, слова, собраний, неприкосновенность жилища и т.п
Опорой системы дискриминации служил союз обманутых и развращенных колониальными подачками протестантских трудящихся с протестантскими помещиками и буржуазией. Существование такого союза тормозило развитие классовой борьбы, являлось главным условием прочности реакционного режима. Но к концу 60-х годов в связи с общим ухудшением экономического положения провинции колониальные привилегии протестантских трудящихся оказались заметно урезанными. Так, несмотря на то, что в католическом рабочем районе Белфаста Кромаке был значительно меньший процент квалифицированных рабочих, большая (на одну четверть) скученность, гораздо более высокая, чем в протестантском рабочем районе Санди-роу, квартплата, последний также отличался крайне скверными жилищными условиями и низкими заработками жителей (до 20% семей получали менее 10 ф.ст. в неделю).
Тем не менее в протестантских низах сохранялась и культивировалась иллюзия об их принадлежности к «элите», «избранному народу», призванному на века господствовать на ирландской земле.
Имея ключевые позиции в политике и экономике, юнионисты-протестанты (к ним принадлежали почти все крупные и значительное большинство средних предпринимателей) широко распространяли дискриминацию и на сферу социальных отношений. Католиков, как правило, либо вообще не принимали на работу, либо предоставляли им наименее оплачиваемые места; их постоянно обходили при распределении муниципальной жилой площади, чинили всяческие препятствия при повышении профессионального уровня и т.д. Их первыми выставляли за ворота в ходе массовых увольнений. За соблюдением «кодекса дискриминации» бдительно следил Орден оранжистов и некоторые специально для этого созданные экстремистские организации (например, возникшая в 1931 г. Протестантская лига Ольстера).
Положение католической общины в Северной Ирландии усугублялось общей тяжелой ситуацией «автономной провинции» в течение почти всего рассматриваемого периода (исключая годы второй мировой войны, когда местная экономика переживала оживление). Сказывалась односторонняя специализация североирландской экономики на судостроении и производстве льняных тканей, зависимость от рынков, денег и сырья метрополии, отрыв Северо-Востока от хозяйственной системы основной части Ирландии.
После второй мировой войны в связи с развитием научно-технической революции и вторжением в Шесть графств иностранных монополий здесь произошли значительные структурные сдвиги - резкий упадок традиционных отраслей (число занятых здесь сократилось более чем вдвое) и развитие новых — машиностроения и химии в масштабах, которые, однако, не могли компенсировать утрату старых промышленных мощностей. Усилились кризисные явления в сельском хозяйстве, где произошло новое сокращение числа ферм. Социальные последствия этих процессов тяжело отразились на положении широких слоев населения Северной Ирландии, и в первую очередь католического меньшинства.
Весь рассматриваемый период характеризовался очень высоким уровнем безработицы (в среднем 20—25%, а в годы экономического кризиса — 35—40%), массовой эмиграцией. Число безработных в католических районах и местностях было, как правило, в несколько раз выше, чем в протестантских. В Дерри, который иногда называли «столицей несправедливости», постоянно не имело работы до половины мужского населения.
В руках «хозяев» Северной Ирландии имелось достаточно средств, чтобы переложить основные тяготы депрессии на плечи рабочих и фермеров-католиков и одновременно против них же, как якобы «отнимавших» у протестантов рабочие места, обратить недовольство своих малоимущих единоверцев Неоднократно за этот период (например, летом 1935 г.) имели место кровавые католические погромы. Особую известность как подстрекатель и демагог снискал в конце 50-х годов пресвитерианский священник Я.-Р.Пейсли, выступавший с одинаковой яростью как против католиков, так и против всех тех, кто осуждал крайние формы дискриминации и отстаивал идею реформ.
Основную часть католиков-североирландцев составляли рабочие и отчасти мелкие фермеры. Тонкий слой предпринимателей и интеллигенции сложился здесь главным образом уже в период после второй мировой войны. Проживавшая на территории Северной Ирландии полумиллионная католическая община в своем подавляющем большинстве не признавала законности существовавшего здесь юнионистского правопорядка, стремилась к мирному объединению с соседним Ирландским государством. С этих позиций выступала и ее наиболее влиятельная политическая организация — Националистическая партия. Некоторая часть католического населения продолжала оказывать поддержку радикально настроенной ИРА и близким к ней политическим группировкам.