Средства организации общества
С помощью чего организуется и управляется общество? Большинство ученых-юристов считает, что оно организуется и управляется с помощью власти и социальных норм.
Термин “власть” используется для обозначения ряда взаимосвязанных явлений и имеет три основных смысловых значения:
1. Свойство субъекта власти – способностьоказывать определяющее воздействие на волю и поведение людей;
2. Субъект власти – лицо (организация), обладающее способностью оказывать такого рода воздействие на волю и поведение людей;
3. Особого рода общественные отношения – отношения власти и подчинения, в которых воля и поведение одних лиц (т.н. властвующих) доминируют над волей и поведением других лиц (т.н. подвластных).
Любая власть опирается либо на убеждение (вера, авторитет старших, осознание необходимости), либо на принуждение (сила, насилие). На этой основе можно выделить два основных метода осуществления власти: доброй воли и насилия. Соответственно методам осуществления власти можно выделить две основные разновидностивласти: естественную и насильственную.
Естественная власть характерна для родоплеменной (первобытно-общинной) организации общества. На более поздних этапах развития общества характер власти изменяется, она становится публичной, т.е. обособляется от общества, выделяется из него и становится относительно самостоятельной. Эта власть осуществляется определенной группой людей, которые уже не принимают непосредственного участия в экономической деятельности, а занимаются только управленческими делами. Основным определением такой власти становится государство, которое объединяет общество уже не по родоплеменному признаку, а по территориальному. Власть государства распространяется на все население, проживающее на определенной территории. В отличие от общественной власти первобытного общества государство как публичная власть опирается, главным образом, на принуждение, которое осуществляется целой системой органов государства (государственным аппаратом).
Таким образом,власть государстваявляется властью публичной, т.к. основным методом ее осуществления становится принуждение.
Другим важнейшим средством организации общества и регулятором общественных отношений являются социальные нормы.
Норма [от лат. norma образец, эталон, стандарт, правило] правило общего характера. В отличие от индивидуального правила (например распорядка дня, установленного родителями для своего ребенка на данный день) она действует непрерывно в отношении всех случаев и всех лиц, которые предусмотрены правилом (например, всех собственников, всех водителей транспортных средств, всех сотрудников милиции и т. п.). Любую норму отличает свойство императивности (обязательности).
Социальные нормы, в самом общем виде, представляют собой правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в обществе между людьми.
Социальные нормы объединяют в себе и нормы нравственности и нормы права, политические, этические, религиозные нормы, обычаи и т.п. Иными словами, это вся совокупность норм, регулирующих поведение участников социального общения.
Особенности власти и социального регулирования
в первобытном обществе
Основной формой человеческого общежития в первобытном обществе, как уже было сказано выше, был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены также и общностью процесса труда и общей собственностью на имущество. Власть принадлежала всей родовой общине в целом. Общественные дела решались на общем собрании всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Решения родовых собраний, следовательно, выражали волю всех членов рода. Общественная власть не отделялась от общества, а совпадала с ним, исходила из самого рода. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Избиравшиеся родовым собранием старейшины и военные вожди, управляющие текущими делами, трудились наравне со всеми, их власть основывалась лишь на моральном авторитете.
Таким образом, можно выделить две основные особенности общественной власти, характерные для первобытно-общинного строя:
1. Власть опиралась на общественное самоуправление и носила общественный характер. Главными органами власти являлись: род, собрание, старейшина, при необходимости военачальник. Отсутствовала обособленная от народа политическая власть и специальный аппарат принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). Эта власть, по существу, “сливалась” с населением, так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти, общество одновременно было и объектом, и субъектом власти.
2. Власть базировалась на авторитете, на традициях. Она носила естественный характер, выражала единство общества, общность его интересов. В первобытном обществе люди подчинялись велениям власти под воздействием внутренних факторов: в силу убеждения, осознания необходимости, в силу привычки.
При первобытно-общинном строе нормативное регулирование выражалось в решениях общих собраний, старейшин и военных вождей, а также в существовании особых норм – обычаев. Обычай – это общепринятый, традиционный способ поведения, исторически сложившийся и вошедший в привычку в силу многократного повторения.
Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии, детально регламентируя жизнь и деятельность членов первобытного общества. “Вся жизнь австралийца, – пишет историк, профессор С.А. Токарев, – была подчинена строгим нормам обычая. Отдельная личность не только была несвободна в своем поведении, но, напротив, каждый ее шаг, от колыбели до могилы, и в повседневной будничной жизни, и в особенно торжественных случаях совершался по раз и навсегда предписанными правилами, которые диктовал обычай. Блюстителями обычаев выступали старейшины. Они и являлись носителями общественной власти”[6].
Нормы первобытного общества иногда называют мононормами. Моно…[гр. monos один, единый] – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову “одно”, основе “едино”[7].
Мононормы выступали одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, они регламентировали формы и порядок взаимоотношений между членами рода, племени, семейно-брачные отношения, отношения с другими племенами. Кроме того, мононорма представляла собой единую, нерасчлененную норму, в которой были “слиты” воедино и запреты (в форме “табу”), и дозволения, и позитивные обязывания.
Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая.
Особенности мононорм состояли в том, что они:
а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей;
б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом;
в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом.
Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.
Темы рефератов
1. Роль классовой борьбы в развитии государства и права.
2. Устарел ли классовый подход в оценке значения государства и права?
3. Влияние национального фактора на изменение форм государственно-правовых институтов.
4. Ограниченность марксистского анализа соотношения социальной стратификации с государством и правом.