Общественно-политическая жизнь республики

Как и все советские люди, казахстанцы возвеличивали личность Сталина. Все достижения воспринимались как результат «дальновидной» деятельности вождя, а все недостатки — как дело рук «агентов мирового империализма» и «врагов народа». Ежедневная пропаганда личности вождя стала определяющим фактором в формировании политического мировоззрения и оказывала сильное воздействие на психологию масс. В результате утвердилась атмосфера подозрительности, нетерпимости к инакомыслию, преследования за малейшие признаки недовольства по отношению к власти. Как следствие сложившейся социально-психологической обстановки продолжались антигуманные действия командной администрации, направленные на искоренение демократии. В итоге стали нарушаться права человека, ограничиваться свобода граждан, произошло их отчуждение от политики и органов государственного управления.

Хотя считалось, что Казахстан вошел в состав СССР на добровольных началах, никаких суверенных прав он не имел. Республика оставалась неотделимой частью Союза и полностью подчинялась Центру. Только к середине 50-х годов командно-административная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик. Эта инициатива была вызвана отнюдь не уважением конституционных прав союзных республик — крайне централизованная система управления сковывала все силы, мешала развитию общества.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в мае 1955 г. изменился порядок планирования народного хозяйства и распределения бюджетных средств в союзных республиках. Планирование объема производства и капитальных вложений передавалось на рассмотрение Советов Министров республик. Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, по некоторым видам доходов увеличилась доля отчислений в пользу республиканских бюджетов.

В 1954—1956 гг. из ведения союзных органов под контроль республик было передано 144 предприятия промышленности и транспорта. Министерства металлургии и химической промышленности, строительства, геологии были реорганизованы в союзно-республиканские министерства. Расширились права республиканских министерств, в частности, возросла компетенция республик в области культурного строительства.

В 1956—1958 гг. союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расширилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели Советов Министров, а в Верховный Суд СССР — председатели Верховных Судов союзных республик. Однако эти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик и не способствовали должному развитию их в составе СССР, так как всеми перечисленными полномочиями наделялись «свои» люди, занимавшие соответствующие посты в республиках. Хотя республика и считалась суверенной, за годы Советской власти Казахстан никогда самостоятельно не определял своей внутренней и внешней политики.

Партия.

В этот период Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), отодвинув на второй план свои функции политической организации, превратилась в иерархически-пирамидальную структуру с жесткой властной вертикалью, которая слилась с системой государственного управления. Компартия руководила деятельностью всех общественных организаций, кооперации, предприятий и хозяйств советского государства. Считалось, что возрастает руководящая роль партии в обществе.

Все проблемы общественного развития рассматривались на съездах и пленумах Коммунистической партии. На них принимались различного рода программы и постановления по наиболее важным вопросам. Обсуждения носили односторонний характер и, как правило, приводили к принятию «единственно правильного решения», спускаемого руководством. На собраниях партии решения принимались единогласно, а при обсуждении каких-либо вопросов не было возможности воздержаться, высказать свое мнение или выступить против. Любое неприятие или высказывание альтер­нативной точки зрения по обсуждаемой стратегии воспринималось как выступление против партии и Советской власти. В своей деятельности партия опиралась на силовые ведомства — Комитет государственной безопасности (КГБ) и Министерство внутренних дел (МВД), использовала военную силу.

Как в Центре, так и в других республиках, Компартия в Казахстане находилась у власти. Области, города и районы возглавляли соответствующие комитеты. Партийное руководство республики работало под жестким контролем Центра. Деятели, пытавшиеся самостоятельно принимать важные решения, руководить, быстро отстранялись от работы. Принимались только отвечающие интересам Центра решения, а любые попытки неповиновения или проявления самостоятельности пресекались. На съездах партии обсуждались итоги развития народного хозяйства прошедшей пятилетки и принимались программы на следующую. Под пристальным вниманием находились работы по партийному строительству, подбору и расстановке кадров, пропаганды и агитации. Культура и образование подверглись максимально возможной идеологизации.

В 1949 г. прошел IV съезд казахстанской Коммунистической партии большевиков. Первым секретарем Центрального Комитета КП(б) Казахстана был избран Ж. Шаяхметов. Он возглавлял республиканскую партийную организацию до 1954 г. В 1950 г. численность коммунистов в республике составляла 58 920 человек, а в 1960 г. достигла 345 115 человек.

Наши рекомендации