Расчетно-платежная система страны, ее предназначение, структура, основные участники
Понятие платежной системы.Неотъемлемой частью денежно – кредитной системы государства является платежная система. Расчеты между юридическими лицами, расчеты с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расчеты между кредитными организациями по выполнению обязательств, производятся в безналичном порядке на основании расчетных документов через банковские счета, открываемые экономическими субъектами в учреждениях банков. Коммерческие банки являются участниками систем расчетов. Участники платежной системы - пользователи (предприятия, частные лица) и кредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств. Различные системы расчетов составляют основу платежной системы государства. Охарактеризуем термины в следующей последовательности: «расчет», «перевод денежных средств»», «система безналичных расчетов», «платежная система».
Расчет -это завершение платежной операции путем поступления денежных средств на счет кредитора.
Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;
Система безналичных расчетовв РФ представляет собой совокупность государственных законов и правил, регулирующих механизм организации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских и других учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль за их правильным осуществлением. Составными элементами системы безналичных расчетов являются: принципы организации безналичных расчетов, формы расчетов, инструменты расчетов и соответствующий документооборот.
Расчетные инструменты и формы безналичных расчетов.
Формы расчетов – это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Форма расчетов характеризуется определенным признаком, чаще всего инструментом расчетов (распоряжением).
Расчетный документ (распоряжение) представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечисление на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.
Согласно Положению Банка России 383-п «О правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 19.05.2015)расчетные операции должны оформляться в виде следующих распоряжений: платежных поручений, платежных требований, чеков, аккредитив, инкассовых поручений. Данные распоряжения применяются при проведении безналичных расчетов в следующих формах:
1) Расчеты платежными поручениями
2) Расчеты по аккредитиву
3) Расчеты инкассовыми поручениями
4) Расчеты чеками
5) Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)
6) Расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Для проведения расчетов коммерческие банки открывают корреспондентские счета в центральном банке или в банке - корреспонденте. Центральный банк является органом координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в России. Банк России предлагает банкам услуги, аналогичные тем которые они предлагают своим клиентам.
Платежная система - это совокупность юридических, технологических технических и информационных средств, обеспечивающих перевод денежных средств, осуществление расчетов и урегулирование долговых обязательств между участниками платежной системы.
Согласно Федеральному закону 161-ФЗ от 27. 06. 2011 года «О национальной платежной системе» и ФЗ РФ от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" под национальной платежной системой (далее - НПС) понимается совокупность различных субъектов правоотношений, осуществляющих или обеспечивающих перевод денежных средств.
Основное различие между понятиями «система безналичных расчетов» и «платежная система» заключается в большем внимании платежных систем к технической стороне перевода денег. Формирование и актуальность этих двух понятий относится к разным общественно – экономическим и технологическим эпохам. Платежную систему можно представить в виде следующей схемы.
Рис. 3.1. Платежная система России
.Организация и структура платежной системы России. Платежная система в Российской Федерации включает:
1) платежную систему Банка России;
2) частные платежные системы:
• платежные системы кредитных организаций через взаимные корреспондентские счета
(ЛОРО, НОСТРО);
• платежные системы небанковских кредитных организаций (клиринговые и другие
платежные организации);
• внутрибанковские платежные системы (счета межфилиальных расчетов);
• платежные системы с использованием банковских карт.
Эти платежные системы автономны и существуют независимо друг от друга.
По способам осуществления расчетов их можно разделить на две системы: систему на основе клиринга и систему валовых расчетов в режиме реального времени. Система на основе клиринга проводит платежи между участниками путем взаимного зачета платежей и межбанковского перевода конечного расчетного сальдо. Система валовых расчетов в режиме реального времени (ВРРВ) осуществляется путем последовательного погашения обязательств по каждому поступающему в систему расчетному документу (платежному поручению) через счета, открытые участниками в центральном банке.
Правовые основы функционирования платежной системы России.
В ГКРФ: гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты» указано, что основным органом, регулирующим платежную систему, является Банк России, что отражено в ст. 3 ФЗ от 10.07.2002 г. (86-ФЗ)
№ 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», а также в гл. XII этого закона. В ст. 3 указано, что одной из основных целей деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны, в гл. XII -пути реализации этой цели. Федеральный закон предусматривает обязанность Банка России регулировать правила осуществления расчетов и тем самым закрепляет за ним как минимум две общие обязанности: 1) издавать соответствующие акты, устанавливающие такое регулирование, 2) осуществлять надзор за их исполнением. Регулирование платежной системы России осуществляется на основе ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Закон 161-ФЗ от 27. 06. 2011 года «О национальной платежной системе» устанавливает порядок оказания платежных услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Кроме того, они регламентируют взаимоотношения различных субъектов национальной платежной системы.
Закон 162-ФЗ от 27 июня 2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе""
Закон N 112-ФЗ от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Также следует отметить ПоложениеБанка России 383-п «О правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 19.05.2015) согласно которому Банк России закрепляет и устанавливает определенные стандарты при проведении расчетов и другие нормативные документы Банка России.
Положение Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П"О платежной системе Банка России"
Положение «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России" (утв. Банком России 25.04.2007 N 303-П) (ред. от 02.10.2015)
Ключевые принципы системно значимых платежных систем и задачи Центрального банка.Комитет по платежам и расчетным системам Банка международных расчетов (БМР) разработал ключевые принципы системно значимых платежных систем, которые должны быть в основе разработки и функционирования платежных систем. (Базель, Швейцария, 2001г.). К ключевым принципам указанных систем относятся:
1) система должна иметь хорошо проработанную правовую базу;
2) правила и процедуры должны давать участникам четкое представление о влиянии системы на
каждый из финансовых рисков (кредитный, операционный, расчетный, риск ликвидности, системный, риск мошенничества), которые они несут в силу участия в системе, и иметь четко определенные процедуры управления рисками;
3) система должна обеспечить быстрый окончательный расчет в день валютирования (санкционирование перевода непосредственно перед датой), предпочтительно в течение дня или как минимум на конец дня.
4) система должна обеспечить высокую степень безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;
5) средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;
6) система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ;
7) процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и траспорентными (прозрачными).
Принципы излагаются в обобщенном виде с тем, чтобы их можно было принять во всех странах и обеспечить их долговечность.
Стандарты и безопасность платежных систем. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы предполагает создание и использование систем стандартизации и сертификации банковских технологий. Банком России разработаны технические и программные средства, форматы электронных банковских сообщений, методы защиты банковской информации и т.п.
Основные направления защиты банковской информации Банком России.Целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Степень защиты информации определяет ее собственник. Однако ответственность за выполнение мер защиты лежит не только на собственнике информации, но и на ее пользователях.
В статье 27. «Обеспечение защиты информации в платежной системе» Закона 161-ФЗ от 27. 06. 2011 года «О национальной платежной системе» указано:
1. Операторы по переводу денежных средств, банковские платежные агенты (субагенты), операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны обеспечивать защиту информации о средствах и методах обеспечения информационной безопасности, персональных данных и об иной информации, подлежащей обязательной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к защите указанной информации.
2. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с защищаемой информацией.
3. Операторы по переводу денежных средств, банковские платежные агенты (субагенты), операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны обеспечивать защиту информации при осуществлении переводов денежных средств в соответствии с требованиями, установленными Банком России, согласованными с федеральными органами исполнительной власти. Контроль за соблюдением установленных требований осуществляется Банком России в рамках надзора в национальной платежной системе в установленном им порядке.