Форма государственного устройства. Виды форм государственного устройства
Различные государства обладают своим административно- территориальным делением, своей внутренней структурой. Понятие формы государственного устройства характеризует территориальную организацию государственной власти. Различные формы государственного устройства показывают уровень централизации государственной власти, соотношение компетенции центра и местных органов государства.
Основными формами государственного устройства являются унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство означает централизацию власти. Для него характерны следующие признаки: 1) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, однако их полномочия могут быть широкими, так как всегда необходимо учитывать специфику местности; 2) существует единое гражданство; 3) имеет место единая система права, судебная система; 4) одноканальная система налогов. Вместе с тем, помимо административно-территориальных единиц, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Население их самостоятельно может формировать свои парламенты и органы исполнительной власти, действующие на основе разграничения компетенции центральных органов государственной власти и местных автономных органов. Различают территориальную и экстерриториальную автономию. В первом случае часть населения проживает компактно и создает свое автономное образование. Как правило, это население определенной национальности, национальное меньшинство, поэтому этот вид автономии называют еще этнотерриториальным. На территории автономии действуют центральные нормативные акты, а также предписания, издаваемые органами автономии. Если представители национального или религиозного меньшинства проживают разрозненно, то может иметь место этнокультурная экстерриториальная автономия. Национальное или религиозное меньшинство вправе иметь своих представителей в законодательных органах. В унитарном государстве действуют органы самоуправления, формируемые населением. Государство может передавать им часть компетенции государственных органов и контролировать их деятельность. В этом случае унитарное государство является относительно децентрализованным. Если же на местах управляют представители центра, то такое государство является чисто централизованным.
Федерация- это такая форма государственного устройства, которая предполагает разграничение компетенции между федеральными государственными органами и органами субъектов федерации. Входящие в состав федерации субъекты могут иметь свое гражданство, свои конституции, свои законодательные и исполнительные органы, свою судебную систему. Наличие в федерации двух уровней высших органов вызывает необходимость разграничения компетенции.
Предметы ведения разграничиваются таким образом, что наиболее важные вопросы решаются федеральными государственными органами. Различают четыре вида компетенции в федеративном государстве: исключительную, конкурирующую и совместную.
Исключительная компетенция федерации означает, что по определенным предметам ведения принимаются только федеральные законы и основанные на них другие федеральные нормативные акты. При наличии конкурирующейкомпетенции федерации и субъектов федерации субъекты федерации по определенным предметам ведения вправе принимать свои законы, поскольку по этим вопросам не приняты федеральные законы. Совместная компетенция федерации и её субъектов означает, что по определенным предметам ведения сначала принимаются федеральные законы, а затем в соответствии с ними, принимаются законы субъектов федерации. В сфере совместной компетенции субъекты федерации не вправе принимать законы, не основанные на федеральных законах. Исключительная компетенция субъектов федерации предполагает существование определенного круга вопросов, в решение которых федерация вмешиваться не вправе. Если в федеративном государстве существует исключительная компетенция, то применительно к такому государству нельзя говорить о безусловном приоритете федерального законодательства. Если федеративное государство возникло в результате соединения ранее суверенных государств, то скорее всего будет иметь место исключительная компетенция субъектов федерации. Если же федерация возникла в результате децентрализации государственной власти, то обычно складывается принцип исключительной компетенции федерации. Важным представляется вопрос о суверенитете федеративного государства. В литературе высказывается мнение, что суверенитет не может делиться между центром и субъектами федерации, поскольку суверенитет присущ государству в целом. Существуют также мнения о делимости суверенитета. Федерация может строиться по территориальному и национально - территориально принципу. В первом случае субъектом федерации является определенная территория, независимо от национального состава проживающих на ней граждан. Во втором - субъектом федерации также является территория, однако особенностью её является национально-этническая обособленность, компактное проживание граждан определенной национальности. Федерации бывают симметричные (США) и ассиметричные (РФ).
Конфедерация - представляет собой союз суверенных государств, который характеризуется созданием и функционированием надгосударственных органов. Объединение государств в конфедерацию может происходит на основе экономики при одинаковой форме собственности, в процессе экономической интеграции. Нередко вводится единая денежная единица, ликвидируются таможенные барьеры, проводится единая внешняя политика. Может иметь место единое правовое пространство, общность языков, культурных традиций. В настоящее время как о конфедерации можно говорить о Европейском Сообществе. Как уже говорилось, конфедерация представляет собой межгосударственное объединение. Другими видами таких объединений являются содружества наций или государств, которые образуются в результате международных договоров, также протектораты, когда одно государство оказывает военную и политическую поддержку другому. Могут образовываться ассоциации государств. Конфедерации – непрочные образования и существуют они недолго: либо распадаются (Сенегамбия, 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства, как это произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз трансформировалась в федерацию в 1848 году.