Монополия: понятие, сущность и виды

Введение

Антимонопольная политика – одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.)

С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна и для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России я выбрала его темой своей курсовой работы.

Объектом курсовой работы является государственная антимонопольная политика Российской Федерации.

Предмет исследования - деятельность государства и его антимонопольных органов, направленная на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Целью данной работы является выявление сущности антимонопольной политики РФ.

Так же необходимо решить ряд, поставленных задач:

— выявить формы проявления рыночного несовершенства

— рассмотреть антимонопольное законодательство как основной регулятор монопольной власти

— провести сравнительную характеристику антимонопольной политики Российской Федерации и США

— определить проблемы и перспективы реализации направлений антимонопольной политики в дальневосточном регионе

Анализ государственной антимонопольной политики требует комплексного междисциплинарного подхода, носит многоаспектный характер. Характеристика современных подходов к системе государственного управления, выработке и реализации государственной политики содержится в работах А.Лоутон, Э.Роуз, Ж.Шевалье, Х.Дж.Рейни, М.Восленского, Л.В.Сморгунова, А.И.Соловьева, Г.Л.Купряшина, А.А.Дегтерева, В.С.Комаровского, Г.В.Атаманчука, Н.И.Глазуновой, В.В.Лобанова.

Антимонопольная политика в России стала предметом исследований А.Агеева, А.Евстигнеева, A.Петрова, И.Стародубровской, В.Цапелика, А.Яковлева, В.И.Якунина, А.С.Сулакшина, И.Р.Ахметзяновой, В.Римского, А.Городецкого, Ю.Павленко, А.Френкель, П.Жошкова, Р.Шмалензе и Н.Цукановой, Ю.О.Леонтьевой, А. Браун, Б.Икс, Р.Ритерман, Дж. Лейтцел. В этих работах изучен монополистический, по сути, характер советской социалистической экономики, предложены попытки периодизации и моделирования антимонопольной политики в постсоветской России. Конкурентным отношениям и их системным элементам посвящены работы А.Маршалла, Чемберлена и Дж.Робертсона, В.Д.Андрианова, И.Д.Иванова, Г.Л.Азоева и А.П.Челенкова, В.Я.Ливщица, Т.Ю.Горьковой, Н.М.Розановой, Ю.И.Рубина и В.В.Шустова, Е.К.Евдокимовой, А.Ш.Хасановой. Хотя авторы перечисленных трудов основное внимание уделяют экономическим аспектам антимонопольной политики, в поле их зрения попадают такие важные проблемы как последствия принятых политических решений, соотношения издержек и результатов политики и др.

Региональные аспекты российской антимонопольной политики изучались А.Б.Кашеваровым, О.О.Оленькиной, А.Б.Летиным.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы включающего в себя ___ источников и заключения.

Экономическая природа и роль монополий в современной экономике.

Монополия: понятие, сущность и виды

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии.

В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной структуры

2. С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии: монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

-монопольно высокими ценами

-ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары- заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

-Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

-Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

-Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру бриллиантов).

-При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

-Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая. Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом[5]. Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее. Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё

мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:

1. недопроизводство товаров

2. завышение цен

3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

4. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Наши рекомендации