Методические указания по проведению деловой игры
«Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон»
Цель: активизировать процесс изучения студентами одного из критических моментов в истории государства и права России XX в.
Участники: 5 групп студентов: «юристы» (3 чел.), «историки» (4 чел.), «политики» (5 чел.), «избирательная комиссия» (3 чел.), «избиратели».
Подготовительный этап (домашнее задание):
При подготовке к аудиторному занятию предлагается взять роли «юриста», «историка» или «политика» и подготовить доклад по одной из выбранных ролей.
1-й «юрист»: анализирует законодательство Временного и Советского правительство выборах в Учредительное собрание.
2-й «юрист»: анализирует советские документы, направленные на подрыв Собрания еще до его созыва.
3-й. «юрист»: анализирует декрет ВЦКК от 6.01.1918 г.
«Политики»: «кадет», «эсер», «меньшевик», «левый эсер», «большевик» - готовят речи на «митинге» от имени своих партий.
1-й «историк»: готовит материалы о выборах 12 ноября 1917 г. (и сравнивает их с итогами «выборов» в группе), а также об аресте Всероссийской комиссии по выборам.
2-й «историк»: готовит материалы о расстреле демонстрации 5 января 1918 г., о созыве и разгоне Собрания.
3-й «историк»: делает доклад о судьбе Комуча и Директории.
4-й «историк»: используя таблицу, сравнивает выборы в Собрание с выборами при царе и при большевиках.
Название парламента | Характер избирательного права | Итоги выборов |
А. I и II Государственные Думы В. III Государственная Дума С. Учредительное собрание |
Порядок проведения:
1. Вступительное слово тьютора.
2. Доклады 1-го и 2-го «юристов».
3. Речи «политиков».
4. Вопросы «избирателей» и ответы «политиков».
5. «Избирательная комиссия» проводит «выборы» и сообщает итоги.
6. Доклады 1-го и 2-го «историков».
7. Доклад 3-го «юриста».
8. Итоговые речи «политиков»: «большевик» говорит о превосходстве диктатуры пролетариата над Собранием и всей буржуазной демократией, «эсер» излагает программу Комуча.
9. Доклады 3-го и 4-го «историков».
10. Свободная дискуссия.
Подведение итогов:выступление тьютора.
Критерии оценки уровня усвоения умений и навыков
По результатам деловой игры
Результат | Балл |
Демонстрирует точное понимание задания. Приводятся конкретные факты и примеры. Логичное изложение материала. Работа и форма представленного задания является интересной. Вся работа выполнена самостоятельно. В работе содержится большое число оригинальных примеров. Речь не имеет грамматических ошибок. Наглядный рекламно-политический материал в виде листовки выполнен красочно и привлекательно. Работа оформлена в одном стиле в соответствии с методическими рекомендациями. | 100-90 |
В задание включены как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так материалы, не имеющие отношение к ней. Содержание соответствуют заданию, но не все аспекты раскрыты. Нарушена логика изложения, представлена не точная информация. В работе есть отдельные элементы творчества, отдельные находки, изобретения. Автор получил 1-2 консультации преподавателя. Основные требования соблюдены, но отсутствует либо требование к оформлению, либо к содержанию. Имеются ошибки в тексте и в речи. | 89-80 |
В задание включены как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так материалы, не имеющие отношение к ней. Содержание частично не соответствуют заданию, но не все аспекты раскрыты. Автор получил 3-4 консультации преподавателя. Требование к оформлению частично не соблюдены. | 79-70 |
Имеются неточности в изложении материала. Автор проявил недостаточную самостоятельность (работал с преподавателем). Не приводятся конкретные факты и примеры, отдельные факты искажены. Нарушена логика изложения, информация. В тексте имеются ошибки. Требование к оформлению частично не соблюдены. | 69-60 |
В задание включены материалы, не имеющие непосредственного отношение к теме. Собранная информация не анализируется и не оценивается. Содержание не относится к рассматриваемой проблеме. Отсутствует логика изложения. Работа не содержит авторской индивидуальности. Много ошибок в речи. Не соблюдены требования к оформлению презентаций и наглядному материалу | Менее |
Учебно-ролевая игра по курсу «История».
Учебно-ролевая (имитационная) игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной, практической деятельности людей. В процессе ролевой игры участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Создаваемый ролью мотив оказывает влияние на то, что сознаёт играющий студент, и на то, как он это сознает. Всё, что может помочь успешно исполнить роль (знания, умения, навыки), приобретет для играющего особый смысл и качественно иначе им осознаётся.
Методические указания по проведению учебно-ролевой игры
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения, содействие формированию мотивации самообразования, расширению исторического кругозора, развитию логического мышления; организация интеллектуального досуга студенческой молодежи.