Церковь в царствование императора Александра II
Поражение в Крымской войне убедило императора Александра II в необходимости реформ, призванных оздоровить государственный строй и экономику России. В самом начале царствования был поставлен вопрос и о церковных преобразованиях. Сложившийся при Николае I и Протасове строй церковного управления вызывал критику с разных сторон. С обоснованной критикой формализма и бюрократизма в синодальном и консисторском управлении выступил известный церковный деятель А.Н. Муравьев, в прошлом служивший при обер-прокуроре Синода. В 1856 г., воспользовавшись приездом архиереев в Москву на коронацию Александра II, митрополит Филарет провел совещание российского епископата, которое в печати получило наименование «Московского Собора». По предложению святителя Филарета, на совещании решено было возобновить труды по переводу Библии на русский язык. После некоторых проволочек Александр II утвердил решение о создании Русской Библии, работа над которой была завершена в 1876 г. Однако другие конкретные предложения архиереев (о созыве Собора, об увеличении доли духовных лиц в церковном управлении, о восстановлении Патриаршества, о создании митрополичьих округов) были оставлены «без последствий». Осторожная и трезвая линия святителя Филарета в отношениях с правительством исходила из его стремления оградить самостоятельность Церкви и достоинство епископата. Святитель Филарет своей деятельностью в Церкви составил целую эпоху. Главным делом жизни святителя Филарета стала борьба за перевод Священного Писания на русский язык. Митрополит Филарет был прямо причастен к государственным делам: он составил в 1823 г. акты об отречении великого князя Константина Павловича от прав на российский трон и о передаче этих прав великому князю Николаю Павловичу, в 1861 г. ему было поручено написание Манифеста об освобождении крестьян. Святитель был награжден всеми высшими наградами империи. С 1842 г. его перестали призывать на заседания Святейшего Синода, хотя обер-прокуроры постоянно обращались к «Филарету мудрому» за советами. Святитель Филарет оставил обширное наследие: его перу принадлежат Катехизис, различные богословские сочинения, сотни резолюций по множеству церковно-административных, догматических и канонических вопросов. Обер-прокурорское кресло в первое десятилетие царствования Александра II занимали заурядные чиновники А.И. Карасевский и А.П. Ахматов. В период между ними, с 1856 по 1862 гг., обер-прокурором был граф А. П. Толстой. Человек искреннего благочестия, любивший бывать в Оптиной пустыни. В 1865 г. обер-прокурора А.П. Ахматова сменил граф Д.А. Толстой, приобретший настолько сильное влияние на ход церковных дел, что архипастыри вспомнили тогда о временах Голицына и Протасова. Возобновляя опыт «двойного министерства», Д. А. Толстой совмещал обер-прокурорскую службу с должностью министра народного просвещения. Во внутренней политике, в постановке школьного дела он был убежденным консерватором, Д. А. Толстой был едва ли верующий человек. Он не скрывал своего пренебрежения к епископату и духовенству. Обер-прокурор старался подорвать влияние духовенства на народную государственную жизнь. Он стремился отстранить духовенство от участия в организации начального образования для крестьянских детей. Своей реформой гимназического образования, Д.А. Толстой низвел Закон Божий на место второстепенного предмета. За годы его обер-прокурорства в России было закрыто более 200 приходов. Для укрепления обер-прокурорской власти в 1865 г. была учреждена должность товарища обер-прокурора , создано контрольное отделение, поставленное в зависимость от обер-прокурора. Для упорядочения законодательной и судебной деятельности Синода в 1868 г. было начато издание Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. В конце 60-х гг. Д.А. Толстым был поднят вопрос о реформации Церковного суда, но Проект вызвал единодушно резкую критику со стороны епископата и инициатору судебной реформы пришлось отказаться от своего замысла. Единство Церкви с обществом и народом проявилось в том, что предметом обсуждения стали такие важные проблемы общественного развития, как связь духовенства РЦ с национальным, социальным и культурным развитием русского народа и вытекающие из этой связи обязанности и Церкви, и священнослужителей. В Москве в 1863 г. создалось Общество любителей духовного просвещения, в Духовных академиях развивались церковно-историческая наука, догматика и другие ветви богословия. Фактический Патриарх того времени, митрополит Московский Филарет, реально оценивая возможности Церкви и общества, не помышлял о действительной самостоятельности Церкви, предпочитая широким планам и громким словам малые дела. В 60-70-х гг. Церковь упрочила свои связи с православным Востоком, в особенности с Констант-им Патриархатом. В 1877 г. Россия вступила в войну с Турцией ради защиты единоверных братьев на Балканах от массового истребления. Война закончилась победой России и освобождением Болгарии от турецкого ига. РПЦ благословила российское воинство на брань. В образовавшийся тогда Славянский комитет стекались громадные пожертвования отовсюду. В народе война вызвала религиозный и патриотический подъем. В церквях производился кружечный сбор. При монастырях устраивались лазареты для раненых воинов. Монастыри оказывали приют осиротевшим детям убитых воинов. Полковые священники, служившие в действующей армии, утешали раненых, напутствовали умиравших, под обстрелом противника служили молебны и панихиды.
40. Церковь в царствование императора Александра III "МИРОТВОРЦА".
Александр III взошел на престол в 1881 г. после убийства отца народниками. Началась эпоха реакции на либеральные реформы 60-х гг., эпоха подавления радикального вольнодумства и борьбы правительства с революционным подпольем. Но революционный террор не прекратился. В то же время это были годы быстрого экономического роста России и усиления ее позиций на мировой арене. Россия вновь, как и после Отечественной войны 1812 г., стала одной из самых могучих держав в мире. После либерального и радикального брожения 60-х гг. в 80-е гг. значительную часть интеллигенции захватили консервативные настроения. В сознании прежних вольнодумцев, как и в конце XVIII в., вновь пробуждались религиозно-мистические стремления. Царствование Александра III стало для РЦ «царствованием» К.П. Победоносцева, занимавшего пост обер-прокурора Святейшего Синода с 1880 г. по 1905 г. Победоносцев действительно был главным идеологом и вдохновителем новой охранительной политики правительства. Не только в церковных, но и в государственных делах он был главным советником царя, архитектором политического курса правительства. Известен он и как талантливый публицист, автор книг и статей на церковные, юридические, политические и даже литературные темы. Победоносцев близко к сердцу принимал церковные дела и, в отличие от своего предшественника, был религиозным человеком. Это не мешало ему, однако, смотреть на Церковь преимущественно с точки зрения государственных интересов как на одну из опор незыблемости государственного строя. Победоносцев к западной цивилизации относился с нескрываемым отвращением. В европейском либерализме он видел последнюю ступень перед тотальной катастрофой, «Россию надо подморозить, — говорил он, — чтобы она не протухла». Победоносцев верил в прочность патриархального народного быта, в стихийную мудрость простого народа. «Народ чует душой», — любил говорить он. В православии он дорожил не святостью и подвижничеством, и даже не истиной, а его традиционализмом. Победоносцев не любил всякого рода отвлеченных умозаключений. Догматическое богословие он считал чуждым русскому православию. Его пугали и яркие проявления аскетического подвижничества. Не доверял он и иерархии, опасаясь ее самостоятельности, инициативы, слишком влияния на общество, потому стоял за самую жесткую правительственную опеку епископата. Обер-прокурор высказывался против созыва Поместного Собора. Под видом укрепления основ православия и народности, Победоносцев начал проводить насильственную русификацию народов, населяющих Российскую империю.
Обладая большими возможностями, обер-прокурор приложил немало усилий для укрепления православной веры, но не путем развития вероучения и подъема внутрицерковной жизни, а путем всяческого укрепления патриархальных основ жизни, закрепления православия как государственной религии.
Позитивную роль обер-прокурора в решении ряда насущных практических проблем Церкви. Большой его заслугой стала забота о строительстве сельских храмов, широкое развитие церковно-приходских школ в России. Он добился обеспечения всего духовенства государственным жалованьем, повышения окладов преподавателям духовно-учебных заведений. Были учреждены четыре новые епархии, созданы четыре новые семинарии, получило широкое развитие издание духовно-нравственных книг для народа. Победоносцев был исполнен глубокого недоверия к способности российского епископата самостоятельно, без государственной опеки решать церковные дела и счел полезным созвать несколько окружных Соборов, но отнюдь не Всероссийский Поместный Собор. В целом охранительный консерватизм Победоносцева затормозил развитие Церкви. В 1884 г. в Киеве под председательством престарелого киевского митрополита Платона состоялся Собор архиереев южных и западных епархий. Собор обсуждал много важных вопросов церковной жизни: о положении духовенства, о свечных заводах, о соблюдении устава и церковном пении, о народном образовании, о мерах против влияния католичества и еврейства на православный народ, о борьбе с усилившейся в южных епархиях штундой — насажденной немцами-колонистами сектой крайне протестантского толка. В том же 1884 г. в связи с 50-летием святительского служения митрополита Исидора в Петербург съехались несколько архиереев. Эта встреча архиереев тоже получила название «Собора». В Петербурге обсуждали постановку образования в церковно-приходских школах, содержание церковных причтов. В 1885 г. в Казани был проведен окружной Собор епископов Поволжья, на котором преимущественно обсуждались меры по противодействию старообрядческому расколу. В том же году в Иркутске состоялся Сибирский Собор архиереев, который тоже сосредоточил внимание на противостарообрядческой миссии.К концу XIX в. в верхах и низах общества, вследствие переживаемого страной и народом переходного состояния коренных реформ, усилилась тревога, неудовлетворенность окружающей действительностью, вспыхивала жажда какого-то решающего поворота жизни к лучшему. В то же время возрастало значение науки, усиливался авторитет научного знания, широко распространялись идеи позитивизма. Одним из выразителей такого рода настроений был Л.Н.Толстой, обратившийся к сфере философии и богословия и создавший свое учение. Его попытка создать «новую религию, соответствующую развитию человечества, религию Христа, но очищенную от веры и таинственности, религию практическую, не обещающую будущее блаженство, но дающую блаженство на земле», встретила в части общества понимание. Это духовное беспокойство неизбежно отражалось и на церковной жизни.