Источники права: соотношение с формой
Форма права – специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания. Смысловые значения термина «источника права» (ИП):
· ИП в материальном смысле – материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;
· ИП в идеальном смысле – предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу данной правовой системы;
· ИП в юридическом (формальном) смысле – различные способы внешнего выражения права; формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.
Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права – официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.
Виды источников права:
· Правовой обычай – исторически первый источник права – первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) – сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе;
· Правовой прецедент – решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.
· Правовая доктрина (теории, учения) – в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права – судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным материалом.
· Нормативные договоры – это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры – это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты – конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ».
· Религиозные нормы – в первую очередь играют роль в теократическом государстве – принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран – священная книга всех мусульман; Сунна – предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма – согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);
· Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;
· Принципы права – в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов:
· Общеправовые – присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);
· Межотраслевые – присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);
· Отраслевые – отражают специфику той или иной отрасли права. СП – принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП – принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.
· Судебная практика – в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права – это вторичный источник права, они дополняют закон;
· М/н право – конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.
Форма права — это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют четыре основных формы права:
• нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.) (проф. Морозова: Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами);
• правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст.5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
• юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);
• нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).
В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получаютвсе более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.
Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов.
В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведение — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
Билет 58.
Принципы юридической ответственности.
О.Э. Лейст определяет юридическую ответственность как применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.
Проф. И.Н. Сенякин: ЮО представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
ЮО характеризуется тем, что она:
1) всегда связана с государственным принуждением. Особенность государственного принуждения состоит в том, что оно строго регламентируется законом и не может выходить за рамки последнего;
2) обязательное, необходимое условие ее наступления составляет наличие вины. КС РФ в постановлении от 30 июля 2001 г. указал, что вина как элемент субъективной стороны состава правонарушения является одним из констит-х принципов ЮО;
3) выступает в качестве неблагоприятных последствий для правонарушителя. Эти последствия выражаются в конкретных лишениях для правонарушителя имущественного или личного плана. Так, лишение свободы, лишение права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград относятся к неблагоприятным последствиям личного характера, а конфискация имущества, изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, возмещение убытков, взыскание неустойки и др. — к неблагоприятным имущественным последствиям.;
4) основанием для привлечения к ЮО служит только совершенное правонарушение.Вот почему важно установить, является ли данное деяние правонарушением, содержит ли оно все необходимые признаки и элементы юридического состава правонарушения. Условно можно выделить юридическое и фактическое основание юридической ответственности. Юридическим основанием служат предписания соответствующей нормы права, предусматривающей тот или иной вид ЮО. Фактическое основание — это совершение правонарушения, все признаки которого устанавливаются составом правонарушения. Для реального наступления ЮО необходим правоприменительный акт — приговор суда, постановление о наложении штрафа и др.
5) представляет собой специфическое правоотношение — правоохранительное, субъектами которого выступают, с одной стороны, государство (в лице специально уполномоченных органов), а с другой — ФЛ или ЮЛ, допустившее правонарушение;
6) как юридически значимая деятельность всегда осуществляется в особой процессуальной форме, соблюдение которой строго обязательно и которая регулируется действующим законодательством.
Все названные признаки ЮО являются обязательными и позволяют отграничить ее от других видов социальной ответственности, в том числе моральной, обществен ной и т. д.
Юридическая ответственность всегда носит публичный,а не частный характер, так как именно государство призвано охранять существующий правопорядок в обществе и привлекать правонарушителей к юридической ЮО.
ЮО преследует три главные цели: защита правопорядка; воспитание граждан в духе уважения закона; общая и частная превенция, т.е. предупреждение совершения правонарушений со стороны других людей и новых правонарушений со стороны данного лица.
Если конкретизировать указанные цели, то можно выделить, во-первых, их штрафную (репрессивно-карательную) направленность — наказать виновного; во-вторых, предупредительно-воспитательную направленность, т.е. воспитание уважения к правам изаконным интересам других лиц, к закону в целом; в-третьих, компенсационную (правовосстановительную) направленность — восст-е нарушенных прав, возмещение ущерба.
Реализации указанных целей служат принципы ЮО. Чаще всего фигурируют следующие пять:
Принцип законностипредполагает ответственность в пределах закона и на основании закона. Иначе говоря, ЮО возможна лишь за деяния, запрещенные законом. Кроме того, за одно и то же правонарушение возможно применение только одной карательной санкции. В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
Принцип обоснованностиозначает:
а) объективное исследование обстоятельств правонарушения, т.е. оно раскрыто полно, доказательства исследованы всесторонне;
б) доказана виновность лица в совершении именно этого противоправного деяния;
в) выявлены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства;
г) определена конкретная мера наказания или взыскания, предусмотренная законом. При этом выбор меры наказания сделан с учетом всех обстоятельств дела (характеристика личности правонарушителя, мотивы, способы, средства совершения правонарушения и др.) и в пределах санкции нормы права.
Принцип справедливоститребует соблюдения следующих условий:
а) недопустимость применения мер наказания, унижающих достоинство человека, что предусмотрено ч. 2 ст. 21 Конституции РФ;
б) соразмерность правонарушения назначаемому наказанию или взысканию, т.е. мера наказания должна соответствовать тяжести или общественной опасности правонарушения.
Принцип целесообразностипредполагает индивидуализацию мер взыскания или наказания в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности правонарушителя, его материального положения, обстоятельств совершения деяния. Данный принцип означает также соответствие избранной меры воздействия целям ЮО: если эти цели м.б. достигнуты иным путем, то правонарушитель м.б. вообще освобожден от ответственности. Принцип обеспечивается также:
а) относительно-определенным или альтернативным характером санкций, что позволяет избрать меру воздействия строго индивидуально;
б) учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Принцип неотвратимостивыражается в неизбежности наказания и привлечения к ЮО. Данный принцип предполагает наложение взысканий в течение сроков давности, установленных законодательством для преступлений и иных правонарушений, что обеспечивает эффективность юридической ответственности.
По отраслевому признаку.По данному критерию выделяют конституционную, уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную и некоторые иные виды ответственности.
Конституционная ответственность как самостоятельный вид стала выделяться только в последнее время. В юридической литературе отмечаются специфические черты этого вида ЮО, она отличается:
а) по источникам;
б) по основаниям;
в) субъектами;
г) своеобразием санкций.
Среди мер конституционной ответственности обычно называют: а) отрешение от должности Президента РФ (ст. 93 Конституции РФ); б) отставку Правительства или отдельных его членов (ст. Г17 Конституции РФ); в) досрочное прекращение полномочий государственных органов или должностных лиц (отзыв посла, депутата, роспуск ГД и др.); г) роспуск общественных объединений (только по решению суда); д) признание неконституционными актов или отдельных частей (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ); е) приостановление действия актов органов исполнительной власти (например, ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
Уголовная ответственность наступает только за совершение преступления и отличается от других видов ЮО большей степенью суровости наказания, тем, что возлагается только судом, осуществляется по строго регламентированной процедуре, влечет состояние судимости.
Важно отметить, что преступность деяния, его наказуемость, иные уголовно-правовые последствия определяются исключительно УК РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Уголовная ответственность отличается от других видов ответственности мерами наказания. Уголовное наказание преследует три цели: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
Гражданско-правовая ответственность имеет особенности:
1) всегда носит имущественный характер. Даже возмещение морального вреда определяется в денежной форме, хотя судом могут применяться и санкции неимущественного характера, например суд может обязать средства массовой информации опубликовать опровержение сведений, порочащих честь, достоинство лица;
2) в сфере этой ответственности действует презумпция вины правонарушителя, который должен доказать, что в данном случае действовала непреодолимая сила или имелась умышленная вина потерпевшего;
3) возможна ответственность без вины. Речь идет о наступлении гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате случайного стечения обстоятельств, т.е. таких, которые нельзя предотвратить в силу невозможности предвидения. Здесь имеется в виду ответственность владельца источника повышенной опасности, а также предпринимателя.
Гражданско-правовая ответственность бывает двух видов: договорная и внедоговорная. Защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке — общих, арбитражных, третейских судах и в устан-м проц-м порядке.
Административная ответственность нередко сопоставляется с уголовной, к которой она довольно близка и в то же время имеет особенности. Среди таких особенностей называют:
а) административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;
б) субъектами, правомочными возбуждать дела об адм-х правонарушениях кроме судов являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы гос-ого управления, ОВД, гос-е инспекции, налоговые, таможенные органы,;
в) особый порядок привлечения к адм-й ответственности, который предусматривает одновременно применение мер обеспечения производства по делу: задержание, досмотр вещей и личный досмотр и др.;
г) административная ответственность не влечет судимости.
Субъектами являются ФЛ в возрасте 16 лет, а также ЮЛ по некоторым видам административных правонарушений (налоговым, экологическим, нарушение правил ведения строительных работ и др.).
Процедура привлечения к административной ответственности строго регламентирована. Установлена и возможность обжалования административного наказания (10 суток).
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение учебной, служебной и воинской дисциплины.
Различаются три вида дисциплинарной ответственности: общая (на основании ТК РФ); специальная (на основе уставов, положений о дисциплине) и в порядке подчиненности (для руководителей предприятия, учреждения, организации и их заместителей). М.б. наложены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение. Специальная дисциплинарная ответственность установлена для судей, прокуроров, других работников правоохранительных органов, а также для работников некоторых отраслей хозяйства.
Дисциплинарная ответственность предполагает определенную процедуру наложения взысканий, при этом учитываются следующие обстоятельства: а) тяжесть проступка; б) обстоятельства, при которых он совершен; в) поведение правонарушителя до совершения проступка. Если в течение года после наложения взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся таковому.
Материальная ответственность состоит в обязанности работодателя возместить работнику или работника возместить работодателю ущерб, причиненный в результате виновного противоправного действия или бездействия (ст. 232, 233 ТК РФ). Это самостоятельный вид ответственности и наступает независимо от привлечения лица к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Для наступления материальной ответственности необходимы: а) наличие причиненного ущерба; б) причинение ущерба одной из сторон трудового договора, т.е. состоящими в трудовых правоотношениях; в) наличие прямого действительного ущерба, а не упущенной выгоды (последняя не возмещается); г) отказ добровольно возместить причиненный ущерб.
Различаются два вида материальной ответственности работника: ограниченная и полная.
Ограниченная ответственность устанавливается в пределах среднего месячного заработка правонарушителя. Она предусматривается, например, за порчу или уничтожение по небрежности имущества работодателя.
Полная материальная ответственность состоит в возмещении ущерба в полном размере и наступает лишь в случаях, указанных в законе, например при недостаче, умышленном уничтожении или порче материалов, инструмента, готовой продукции; если ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, преступными действиями работника, что установлено приговором суда; ущерб нанесен не при исполнении трудовых обязанностей.
Билет 34.