Причины правонарушений в обществе
Уже не одно столетие выдающиеся умы человечества пытаются понять, почему люди совершают правонарушения. Особенно всех беспокоили и беспокоят наиболее опасные из них – преступления. Но до сих пор однозначного ответа нет.
Различие разновидностей умысла, неосторожности и казуса
Умышленная вина | Неосторожная вина | Казус | ||
прямой умысел | косвенный умысел | легкомыслие | небрежность | (случай) |
Интеллектуалъная сторона | ||||
1 Осознает, что совершает противоправное деяние | 1. То же, что и в прямом умысле | 1. То же, что и в прямом умысле | 1. Не осознает противоправность и общественную опасность деяния | 1. Не осознает противоправность и общественную опасность деяния |
2 Предвидит вредные последствия этого деяния | 2. То же, что и в прямом умысле | 2. То же, что и в прямом умысле | 2. Не предвидит вредных последствий | 2. Не предвидит вредных последствий |
Волевая сторона | ||||
3. Желает наступления вредных последствий | 3. Допускает или равнодушно относится к наступлению вредных последствий | 3. Не желает наступления вредных последствий и легкомысленно (без достаточных оснований) надеется их предотвратить | 3. Однако должен и мог предвидеть общественную опасность противоправного деяния и наступивший вред | 3. Не должен и/или не мог предвидеть общественную опасность и противоправность деяния и наступление вреда |
В период советской власти на эту проблему смотрели просто: пережитки прошлого в сознании – вот причина совершения правонарушений. Но уже сменилось не одно поколение после революции 1917 г., а преступления по-прежнему совершаются, и, более того, их количество все увеличивается.
Упрощенный подход к пониманию причин преступности затем сменился более глубоким ее осмыслением. Помимо причин правонарушений стали выделять условия, поводы.
Причинамиправонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др., неуважительное отношение к личности – убийства, телесные повреждения, неуважение к женщине – изнасилование, оскорбление, отсутствие трудолюбия – хищения имущества и т. д.). Различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало. Например, обнаружив у подъезда вроде бы «ничейные» саночки, сын принес их домой, а мама его похвалила за «трофей». Сын видит также, что сама мама всегда что-то приносит с работы, не затрачивая на это «что-то» свои материальные средства. Папа, будучи всегда груб с мамой, часто ее к тому же избивает. Одноклассники дерутся, называя тех, кто этого не делает, «маменькиными сынками». Примеры можно продолжить.
Одним словом, дефекты в сознании порождаются условиями, т. е. отрицательными обстоятельствами, имеющими место в социальной действительности. Они очень разнообразны. Их устранение – это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. В числе основных условий правонарушений можно назвать следующие:
низкий материальный уровень жизни населения;
плохая обеспеченность жильем;
вредные привычки (алкоголизм, наркомания);
низкий уровень культуры и правовой культуры в частности;
несовершенство законодательства;
недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и т. д.
Определенное значение имеют и поводысовершения правонарушений, т. е. отрицательные обстоятельства ситуативного характера (возникающие и имеющие значение в конкретной ситуации), являющиеся толчком, «последней каплей», побудительным стимулом для действия причины. Они как бы «провоцируют» правонарушение. Ими могут быть ревность, обида, вспышка ярости и т. п. Так, если муж пришел с работы уставший, промерзший в холодную дождливую погоду, голодный, то жене следует воздержаться от упрека по поводу того, что он вчера вечером забыл вынести ведро с мусором. В противном случае ее слова, при наличии в сознании мужа антисоциальной установки, могут стать поводом для совершения им нежелательных, а то и противоправных действий в отношении нее самой.
О перспективе правонарушаемости и преступности в частности.Как-то так получилось, что нам внушили, что преступность – явление временное и если с ней эффективно бороться, то ее можно искоренить быстро и навсегда. Однако практика свидетельствует об обратном. В средние века даже по подсчету «на душу населения», а не только по совокупности, преступлений совершалось так мало, что преступность, захватившую все страны в последнее столетие, можно назвать носящей обвальный характер. Тот же процесс наблюдается и в России. Переход экономики на рыночные отношения вызвал бурный всплеск преступности. Объяснение этому способна дать уже не юридическая, а социологическая наука.
Социологические исследования показали, что преступность есть проявление противоречия между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения, которые в конечном итоге зависят от его общественного положения. Причем потребности людей развиваются более ускоренными темпами, нежели социальные реалии, чему способствуют усилившаяся миграция людей, более тесные контакты и взаимосвязи между людьми как внутри страны, так и между странами, народами. В значительной мере этому процессу способствуют средства массовой информации. В отличие от изменения потребностей (это сфера сознания) преобразовать действительность, развить экономику, повысить уровень благосостояния гораздо сложнее (это сфера бытия).
Частным проявлением указанного выше противоречия является несоответствие (рассогласование) статусов индивида, что провоцирует его к покушению на общественный порядок. Если экономическому господству личности не соответствует фактическое положение в сфере политики, с ее стороны возможны подкуп государственных чиновников, покупка «голосов» на выборах и др. Если в семье такую личность ценят не очень высоко, то результатом может быть прелюбодеяние, а в сфере быта – изнасилование, убийство и т. п. Если в сфере политики статус личности высок (депутат Государственной Думы, член Правительства и т. п.), но в экономической сфере низок, то возможны злоупотребления властью в форме получения взяток, чтобы «уравнять» свой политический статус с экономическим. Если высокий образовательный статус личности (ученого, учителя, инженера, врача) не обеспечен, прежде всего материально, то общество получит рост «беловоротнич-ковой» преступности.
Противоречия между потребностями и средствами их удовлетворения неизбежны. Во-первых, потому что общество дифференцировано по доходам, характеру и размерам расходов, уровню культуры, нравственности и т. п. Тон здесь задают (или являются ориентиром для всех) представители высшего слоя общества, а они, в свою очередь, ориентируются на уровень потребностей в более развитых странах. Во-вторых, сферы жизни (производство, политика, культура, быт, потребление) развиваются неравномерно, а отсюда несоответствие (рассогласование) статусов. Рынок выравнивает развитие различных сфер жизни общества. Например, накопленное в производстве богатство можно использовать на развитие сферы образования, культуры, быта. Однако регулирующих возможностей рынка оказывается недостаточно, чтобы эти противоречия устранить полностью. Вот почему преступность является неизбежным следствием социального развития. Разговоры о возможности полной ликвидации преступности беспочвенны и утопичны. Общество может лишь удерживать ее в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Но полностью искоренить преступность, к сожалению, невозможно.