Причины правонарушений в обществе.

Правонарушение – социально нежелательное явление, поэтому много усилий общество и государство тратит на борьбу с ними. Необходимо знать причины этого явления. Если причины конкретного правонарушения занимаются отраслевые науки (криминология – конец XIX в.), то теория государства и права изучает это явление как социальное явление, присущее обществу, то есть причины правонарушения на уровне всего общества в целом.Причины правонарушений – совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами предстают в виде условий, раскрывают существование правонарушения как социального явления, наличие его составных частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных правонарушенийПричины правонарушения необходимо рассматривать по уровням:1. На уровне общества выделяются наиболее общие причины, условия, с которыми связано существование правонарушение общества как явления. Биологическое и социальное направление. Это область экономических отношений. Несоответствие между уровнем общественных потребностей и уровнем развития производительных сил (несоответствие между потребностями человека и возможностью общества). Последствия этого несоответствия ведут к постоянному характеру правонарушений (правонарушение - постоянный спутник человеческого общества, общественного развития). С правонарушениями можно бороться только в плане сокращения числа правонарушений и предупреждения на уровне социальных групп - человек формируется в социальной среде (семья, детский сад, школа и т.д.). Эти социальные группы формируют его взгляды, ценностную ориентацию. Те недостатки, которые имеются на уровне общества, проецируются на уровень социальной группы. У личности формируются установки антиобщественной направленности, что потом сказывается на уровне конкретного поведения, на уровне совершения правонарушения. Эти уровни непосредственно взаимосвязаны. Причины на уровне общества проецируются на уровень социальных групп, где формируются конкретные личности.2. На уровне малых социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для коллективов людей, в котором формируется личность правонарушителя или указанная социальная группа является социальной средой, где возникает конфликт, лежащий в основе правонарушения.3. На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях отдельного правонарушения, совершенного конкретным лицом. Много индивидуального, субъективного (связи, знакомства, стечение обстоятельств).Обычно непосредственной причиной противоправного поведения является антисоциальные взгляды и побуждения индивида.В свою очередь условия классифицируются на:- формирующие – связанные с противоречиями в обществе (на уровне групп, индивидуальное сознание;- другие – способствуют проявлению правонарушений. Здесь выделяются пробелы и ошибки в системе профилактики правонарушений.Социальная сущность причин и условий определяется во взаимосвязи с основными законами развития общества в части его противоречия.Причины обладают постоянным характером. Нет государств (обществ) без преступности. Это связано с закономерностью развития, с общественными противоречиями. Но противоречия – это и источник развития.Основные противоречия на уровне общества – между уровнем развития производительных сил и потребностями общества. Если наши потребности будут полностью удовлетворены, то не будет стимула развития. Вывод: преступность – постоянный и неизбежный спутник.Таким образом, когда говорим о причинах:- носят социальный характер;- отличаются от условий;- в совокупности можно выдать правонарушение;- причины и условия нужно различать на отдельных уровнях и показывать взаимосвязь.В юридической литературе идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, т.к. личность формируется и действует в определенной социальной среде, и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня.Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) поступка проходит в несколько стадий (потребности – интерес как осознанная потребность – борьба мотивов при выборе вариантов поведения – определение цели и средств её достижения – оценка реальной ситуации – принятие решения – действия по реализации принятого решения). Деформация желаемого для общества поведения возможна на каждой из этих стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров. Само государство принятием непродуманных законов может провоцировать некоторые виды правонарушений. Основная причина правонарушений человека связана с противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Комаров считает, что на общесоциальном уровне при анализе причин правонарушений следует использовать различные подходы:1. философский (на этом уровне формируется общая концепция причин и условий, порождающих социальные отклонения. Расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в норме права, с одной стороны, и преследуемых целей – с другой. В свою очередь несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями).2. социологический подход (предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне.Важным является изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения. Социологические и криминологические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение: оказаться источником конфликтов и др.) 3. психологический подход (при всей важности объективных социально-экономических условий значимым для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя).



Наши рекомендации