Особенности профессионального правового сознания юристов
Складывается на основе теоретической и практической подготовки.
Особенности данного вида правосознания проявляются:
-в правовой подготовке;
-в интенсивности, степени установления положительной направленности правовых установок и ценностных ориентиров;
-в умении применять законы;
-в профессиональном усмотрении - нет совершенного законодательства, правового регулирования.
Особенности:
-Для такого типа правосознания характерно не только осуждение преступности, но и стремление к борьбе с ней, стремление к чёткому соблюдению законности.
- оценки действующего права несколько выше, чем у основной массы населения.
-Резкое и отрицательное отношение к преступникам.
-Личные цели соответствуют действующему законодательству.
-Оценка преступлений расходится с законом, доминирует явное ужесточение наказаний.
-Предвзятая оценка своего ведомства.
-Стремление к ужесточению наказаний для организованной преступности и коррупции (и т.д.) и декриминализации мелких правонарушений.
-Недооценка профессиональных гарантий, предоставляемых государством, в сравнении с материальными, также предоставляемых государством.
-Носители данного правосознания действуют в рамках правомерного поведения в большинстве случаев из-за боязни наказания.
Т.е. есть и плохие, и хорошие стороны. С одной стороны положительная характеристика права, с другой, деформация их сознания носит более негативный характер.
Правовая культура
Правовые единицы выступают одним из компонентов правовой культуры. «Правовая культура» - до сегодняшнего дня как такового понятия нет. Существует несколько десятков концепций самой культуры. Первоначально культура - получение знаний, накопление опыта. На сегодняшний день под культурой нередко понимается все, что создается человеком, в отличие от того, что создано природой.
Культура, как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человеком в процессе его жизнедеятельности (эта точка зрения является наиболее распранённой).
Культура - определённое качественное состояние общества на конкретном этапе его существования, которое связано со степенью развитости, духовного совершенства субъекта, причем субъект не только отдельный человек, но и социальная группа и общество в целом.
Такой подход включает все позитивное, что существует в правовой культуре:
-включает не только ценности, но и правовое поведение,
-позволяет отграничить ценности от антиценностей,
-культуру характеризует то, на каком уровне развития она находится на конкретном этапе развития общества.
Правовая культура - качественное состояние правовой деятельности на конкретном этапе социальной революции, которое связано со степенью социально-правового развития субъекта (индивида, социальной группы и общества в целом), которое проявляется в его правомерном поведении.
Прав культура характеризуется:
1. В неё входят только те компоненты, которые являются социально полезными;
2. Правовая культура в конечном счете обуславливает развитие правового сознания и правоотношений;
3. В социально дифференцированном обществе правовая культура также является неоднородной. В различных социальных группах проявление правовой культуры существенно отличается друг от друга
4. Оторвать правовую культуру от правосознания нельзя.
5. При оценке явлений, которые являются правовой деятельностью, с точки зрения правовой культуры следует исходить из единства форм и содержания этих явлений.
Соотношение прав культуры и правового сознания.
Не все правосознание входит в правовую культуру (только позитивные компоненты правового сознания). В правовую культуру входит не только идеальное понятие правосознания, но и само правомерное поведение.
Виды:
— По ступени общественного развития, на которой проявляется правовая культура:
1) правовая культура добуржуазного общества.
2) буржуазная правовая культура (на сегодняшний день в наиболее развитых странах).
3) переходная правовая культура.
— По субьекту, ее носителю:
1) правовая культура личности(индивидуальная):
а) знание правовых знаний - утверждение о том, что надо знать тексты законов - фикция, основная масса людей "черпает" правовые знания из окружающей среды или личного опыта.
б) уважительное отношение к праву - также необходимо, так как знание это не всё; обычно это хорошее отношение, хотя оно и имеет в своей основе различную мотивацию.
2) правовая культура социальной группы(подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры).
3) правовая культура общества в целом(составная часть созданных им духовных ценностей).
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм - скептическое, негативное, отрицательное отношение к праву, это означает скептическое отношение к ценности права для общества в целом.
В чем состоит ценность права? Право ценно для личности тем, что оно противоречит произволу. Ценность права для общества - оно обеспечивает урегулированность взаимоотношений между людьми в условиях социально дифференцированного общества, => способствует укреплению и развитию права и обмена материальных прав, =>обеспечивает поступательное развитие всего общества.
Правовой нигилизм получил распространение в нашей стране, т.к.:
1. полит причина: правовой нигилизм обычно возникает и сохраняется в условиях недемократических политических режимов;
2. идеологическая причина;
3. организационная: предусматривается в отсутствие действующего механизма борьбы с правонарушениями.
4. низкий уровень правовой культуры и правового сознания.
Формы проявления:
1. Издание заведомо неконституционных юридических норм. Субъект правотворчества умышленно отступает от норм конституции, => эти нормы противоречат принципам права.
2.Умышленное нарушение юридических норм в процессе их реализации.
3. «Разнузданная», систематическаяя, антиправовая пропаганда в СМИ.
Другой вариант ответа. Правовой нигилизм. Правовой нигилизм - это направление общественно-правовой мысли, отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений (Н.Л. Гранат).
Особенности правового нигилизма. Как социальное явление, правовой нигилизм характеризуется:
1) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
2) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
3) отсутствием позитивной программ;
4) деструктивным, разрушительным началом (В.Н. Протасов).
Особенности современного нигилизма:
1) подчеркнуто демонстративный, воинствующий и неконтролируемый характер, что квалифицируется как беспредел;
2) массовость, распространенность не только среди граждан, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
3) многообразие форм проявления - от криминальных до легальных, от парламентско-конструкционных до митингово-охлократических, от "элитных" до бытовых;
4) особая степень разрушительности, оппозиционная и популистическая направленность;
5) слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
6) связь с негативизмом — более широким течением (Н.И. Матузов).
Формы правового нигилизма. Учебная литература предлагает
несколько вариантов выделения форм правового нигилизма. Одни авторы выделяют две формы правового нигилизма:
- теоретическую и
- практическую (Р.К. Русинов, А.П. Семитко).
Теоретическая (идеологическая) форма - это концептуальное обоснование правового нигилизма. Утверждение того, что есть более высокие ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека (например мировая пролетарская революция). Практическая форма - это реализация указанных взглядов и учений на практике (например террор против собственного населения).
Некоторые авторы к правовому нигилизму относят:
- равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему (Н.Л. Гранат);
- умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмену законности целесообразностью; конфронтацию представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическую форму правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) (Н.И. Мазутов).
Проф. В.А. Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества и именно поэтому выступают против него.