Изменения в социально-политической жизни советского общества

К 1988 г. стала ясна бесперспективность экономических реформ без соответствующих реформ политической системы. XIX парткон- ференция в июле 1988 г. провозгласила курс на создание правового государства на основе демократизации посредством решения сле- дующих задач:

1. Усиление роли представительных органов власти, установле-

ние легального пути замещения высшего поста в государстве;

2. Создание демократического механизма выборов, отход от од-

нопартийной диктатуры, альтернативные выборы;

3. Отказ от формального права руководства государственными органами со стороны парторганизаций;

4. Повышение роли судебной власти, укрепление её независимости.

Верховный Совет СССР 1 декабря 1988 г. вносит изменения в Конституцию 1977 г. Создается двухуровневая система высших пред- ставительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верхов- ный Совет, избираемый из депутатов Съезда. Эта идея была заложена в Конституции 1918 г.

Выборы 26 марта 1989 г. были первыми демократическими вы- борами в истории Советского государства. Одна треть депутатов из- биралась от общественных организаций, что позволило коммунистам как наиболее массовой общественной организации иметь на Съезде большинство (87%), или лобби. Треть депутатов была от территори- альных и национально-территориальных округов. Съезд избрал Вер- ховный Совет как высший законодательный и распорядительный ор- ган власти, состоящий из двух палат по 271 депутату – Совет Респуб-

лики и Совет Национальностей. I Съезд состоялся 25 мая – 9 июня

1989 г. и был ярким политическим событием. Он транслировался на всю страну, и всё общество имело возможность наблюдать за поли- тическими баталиями. По своей значимости он скорее символичен и не имеет какого-либо практического значения. Он стал символом де- мократии и свободы.

II Съезд народных депутатов 12–24 декабря 1989 г. отличается своими внешнеполитическими актами – оценкой событий августа

1939 г. (заключение договора о ненападении и секретный протокол к нему), ввода войск в Афганистан в 1979 г. Во внутренней политике рассматривались вопросы экономического развития, борьбы с органи- зованной преступностью, вопросы национальных отношений в связи с событиями в Алма-Ате (декабрь 1986 г.) и Тбилиси (апрель 1988 г.).

Всего состоялось пять Съездов, последний прошел 3–5 сентября

1991 г. На третьем Съезде народных депутатов в марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС и ут- верждён пост Президента СССР, избираемого не прямым голосова- нием, а на Съезде. В перспективе планировалось и всенародное из- брание на пятилетний срок.

Президент обладал достаточно широкими полномочиями – он возглавлял Верховный Совет, объявлялся гарантом прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемым 2/3 голосов каждой из палат, участвовал в формировании правительства и назначении на высшие должности, являлся главкомом, имел право объявлять со- стояние войны, мира, чрезвычайного положения и т.д. На должность

президента мог быть избран гражданин СССР от 35 до 65 лет, не бо-

лее чем на два срока.

При Президенте СССР создавался Президентский Совет и Совет

Федерации.

Согласно изменениям Конституции от 26 декабря 1990 г. полно- мочия президента расширялись – он получал право назначения членов кабинета и контроля над правительством.

В рамках реформы политической системы начинается процесс соз- дания политических партий на основе складывающихся в те годы неза- висимых общественных движений в форме групп, кружков, фондов, протопартий, что и послужило базой нынешней многопартийности.

После принятия закона «Об общественных объединениях» с

марта 1991 г. начинается регистрация новых партий. Отечественный

исследователь Л.Н. Краснова выделяет три этапа в становлении рос-

сийской многопартийности:

I. 1989 г. – август 1991 г.;

II. Август 1991 г. – октябрь 1993 г.;

III. С октября 1993 г. по настоящее время.

Первый и начало второго этапа вписываются в период «пере-

стройки». Это время формирования массовой базы будущих полити- ческих партий, отразившее все направления политической мысли, а также начало расколов, размежеваний, проведения активной блоко- вой политики.

Ультраправое направление (с точки зрения отношения к собст- венности) было представлено Демократическим союзом, партиями хри- стианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР). Они выступали за резкую смену модели общественного развития.

Либеральное направление представляли Демократическая партия Советского Союза, преобразованная в Консервативную, Демократиче- ская партия России и др., позднее составившие основу общественно- политического движения «Демократическая Россия». Это направление

выступало с идеей создания в России правового государства.

Социал-демократическое направление (СДА, СДПР и Социали- стическая партия) стояло на позициях модернизации общества через систему социальных реформ. К нему тяготели партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступающие за безгосударственный социализм.

В этот период образуются и партии национально-патриотической ориентации, такие как «Память», Русская национально-патриотическая партия – сторонники возрождения русской нации, единой и недели- мой России.

В целом все политические объединения возникали как антиподы КПСС, выдвигали лозунги демократических преобразований, отказа от социалистического выбора. Но реальных альтернатив курсу «перестрой-

ки» они не предлагали, в их программах не было ничего нового по срав-

нению с тем, что уже было сказано и осуществлено М.С. Горбачевым.

Главной политической силой эпохи «перестройки» оставалась КПСС, переживающая период кризиса и распада. В 1990–1991 гг. в ней были представлены три политические платформы: демократиче- ская, марксистская и большевистская, две последние из них сохраня- ли приверженность идеалам коммунизма.

Престиж КПСС неуклонно падал. В 1990 г. состоялось два зна-

чимых события: образование Компартии РСФСР во главе с И. Полоз-

ковым и ХXVIII съезд КПСС, где М.С. Горбачев с трудом сохранил свои позиции. Ни один из этих форумов не смог предложить прием- лемую стратегию выхода из кризиса. Начался массовый выход из ря- дов партии, отказ радикально-демократической оппозиции (Б. Ель- цин, Г. Попов, А. Собчак и др.) от идеи демократического социализма и переход их на позиции антикоммунизма.

Осенью 1990 г. союзное руководство во главе с М.С. Горбачевым, стремясь предотвратить распад единого государства, переходит к же- сткой силовой внутриполитической линии. События в Вильнюсе на- рушили окончательно хрупкий баланс сил в обществе, дискредитируя политику КПСС и союзного руководства. В январе 1991 г. в Вильню- се состоялся массовый митинг в поддержку идеи независимости Лит- вы. Митинг был разогнан с применением войск. Попытки сохранить Советский Союз путем проведения 16 марта 1991 г. всесоюзного ре- ферендума не удались (76,4% населения высказались за сохранение СССР).

Оказалась бесперспективной и идея создания нового союзного договора – «новоогаревский» проект (апрель-май 1991 г.), предусмат- ривавший создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демо- кратической федерации равноправных советских республик. Проект предполагал изменение структуры органов власти и управления, при- нятие новой Конституции, изменение избирательной системы. «Но- воогаревский» проект по сути являлся конфедеративным документом, разрушающим союз де-факто. Подписание договора планировалось на 20 августа 1991 г., но проект не поддержали Армения, Грузия, Молдавия и Прибалтийские республики.

Процесс формирования нового союзного пространства был пре- рван августовским путчем, спровоцированным в определенной сте- пени неконституционным лавированием и тактикой полунамеков М.С. Горбачева на принятие чрезвычайных мер. Так, 3 августа 1991 г. перед отъездом в отпуск (в Форос) на заседании Совета министров СССР он заявил: «Нужны чрезвычайные меры – значит, чрезвычай- ные … если обстоятельства диктуют…».

В августе 1991 г. группа высших руководителей государства: вице-президент СССР, председатель КГБ СССР, министр обороны СССР, министр внутренних дел и др. объявили себя Государствен- ным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП). Под предло- гом болезни М.С. Горбачева отстранили от власти и ввели чрезвы-

чайное положение в стране. Создание ГКЧП спровоцировало контр- переворот и переход власти в руки российского руководства некон- ституционным путем.

Внедряемая в российскую почву идея западного либерализма являлась одной из причин распада Союза. Она не вписывалась в ис- торический контекст нации и носила деструктивный характер. С точ- ки зрения современного исследователя отечественной истории А. Зи- новьева, впервые в истории естественно сложившегося мегасоциума (СССР) лидеры государства добровольно отказались от власти в уго- ду своим политическим противникам.

К причинам развала следует отнести и антисоветскую деятель- ность за рубежом и внутри страны. Об этом неоднократно предупре- ждал председатель КГБ В.А. Крючков, об этом говорил Д. Буш в ав-

густе 1992 г. на съезде республиканской партии.

Таким образом, крушение СССР вызвано целым комплексом объективных и субъективных причин. Сочетание их для бывшей су- пердержавы оказалось крайне неблагоприятным. Переплетение нега- тивных объективных социально-экономических условий и субъек- тивного фактора (неэффективное руководство Горбачева и разруши- тельные действия Ельцина) привело к трагическим последствиям – развалу единого государства.

Сегодня в рамках существования СНГ все так же присутствуют две взаимоисключающие тенденции – интеграция и реинтеграция. Объективная реальность (становление мировой цивилизации на фоне

информационной научно-технической революции) требует создания

новой союзно-федеративной государственности, но очертания ее все еще весьма туманны.

Наши рекомендации