Правовой статус личности : понятие и элементы
Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.
Рассмотрим первый элемент правового статуса личности – права и свободы.
Права личности в структуре правового статуса – это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как и свободы и обязанности) являются частью объективного права, т. е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно – это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности – это те конкретные полномочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Права личности, или субъективные права, – это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, порождаемого определенными юридическими фактами. В литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для характеристики как субъективных.
Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Идея равенства людей, таким образом, лежит в самых истоках этого учения. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. При сложившейся в Новое время взаимосвязи и взаимозависимости каждого с каждым этого оказывается достаточно для закрепления основ существования и самого социального целого.
Исторически первым неотъемлемым правом была объявлена свобода вероисповедания. В ходе освобождения от средневековых догматов человеку надлежало прежде всего отстоять свою духовную независимость, доказать свое право принимать самостоятельные решения, не оглядываясь ни на какие авторитеты, включая авторитет церкви. Но идея духовной независимости тут же сочеталась браком с принципом неприкосновенности частной собственности. На духе с самого начала лежало проклятие быть отягощенным частной собственностью, и под флагом борьбы за религиозную свободу шла борьба за свободу экономическую, которая могла существовать лишь на основе рынка. Вот почему притязания на обладание всеми предпосылками, которые необходимы для функционирования и развития обменных связей, и стали провозглашаться неотъемлемыми правами человека, К их числу, прежде всего, относятся право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу, собственность и т.д.
Права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему и способам реализации. Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими органами государственной власти. В этом случае права личности и права гражданина совпадут. Однако такое их опосредствование государством необязательно. Права личности и не будучи опосредствованы государством все равно остаются правом. Как отмечал Гегель, "человек как таковой... имеет право на свободу". Права человека иногда получают официальное закрепление и в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г.
Возникает вопрос, обеспечиваются ли права человека государственной защитой в том случае, если государство их не санкционировало и не включило в национальную систему законодательства. Тот, кто сводит право к совокупности исходящих от государственной власти юридических норм, отвечает на него отрицательно. "Декларации ООН о правах человека нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком" указывал Л. С. Явич. Однако столь категорическое суждение, хотя оно и разделяется очень многими, не подтверждается фактами. Зарождающиеся в глубинах гражданского общества права человека могут иметь и имеют государственную защиту в тех случаях, когда источниками права выступали обычай, сложившееся правоотношение, договор, судебный прецедент и т.д., если в них они получили свое отражение. При этих условиях права человека, если они будут нарушены, могут быть признаны и восстановлены органами суда.
Права личности – это не "дар" государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно "занижать" или "завышать" объем прав и свобод, он связан условиями социального взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет в конечном счете к дисфункции социальной системы.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство и от них требует определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.