Понятие конкуренции, структура, классификация
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет:
Институт государственной службы и управления
Направление: Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
на тему:
«Управление нравственными отношениями на государственной службе»
Автор работы:
Студент 3-го курса,
гр. ОБ 13-25
очной формы обучения
Димитко Михаил Евгеньевич
подпись________________
Руководитель работы:
к.и.н.(?) Савченко Галина Алексеевна
Оценка____________________
Подпись____________________
«_____»_____________2015
Москва 2015
Введение
Действие рыночной конкуренции, в условиях свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. В условиях роста экономических угроз вопрос демонополизации приобретает особую актуальность. В своей работе я постарался рассмотреть понятие антимонопольной политики, цели и методы демонополизации экономики, её особенности в условиях рыночной экономики, а также осветить процесс становления антимонопольной политики в России, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по регулированию процессов демонополизации на фармацевтическом рынке России
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность понятий монополизма и конкуренции;
2. Исследовать теоретических аспектов демонополизации экономики;
3. Проанализировать состояние фармацевтического рынка Российской Федерации;
4. Разработать рекомендации по развитию антимонопольной политики Российской Федерации.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие по поводу демонополизации экономики, обеспечивающие развитие конкуренции на товарных рынках.
Объектом исследования являются фармакологический рынок Российской Федерации.
В курсовой работе были использованные следующие методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, экономическо-статистические, индукции и дедукции.
Глава 1. Антимонопольная политика государства
Понятие конкуренции, структура, классификация
Конкуренция — это соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.[1]
Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.
«Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
- Как степень состязательности на рынке;
- Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
- Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
1) состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
2) Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
3) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае предприниматели одной отрасли хозяйства соперничают между собой за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. В результате этой борьбы устанавливается единая рыночная цена на данный вид продукции, т.к. все предприятия этой отрасли вынуждены продавать продукцию по практически одинаковой цене. В случае межотраслевой конкуренции борьба происходит в разных отраслях. Она влияет на изменение направления вложения капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений. Это значит, что происходит перераспределение капитала в наиболее выгодные отрасли. В результате этого снижается рыночная цена, увеличивается размер производства и сбыта товара, и, следовательно, увеличивается прибыль предприятия этой отрасли.
Различают свободную и монопольную конкуренцию. Свободная конкуренция ведется посредством снижения цены, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Она характеризуется очень большим числом независимо действующих фирм, стандартизированным, однородным типом продукта, отсутствием контроля над ценой со стороны других фирм и государства, свободным вступлением в отрасль и выходом из нее. Модель свободной конкуренции является в основном теоретической и на практике встречается довольно редко.[2]
Монопольная конкуренция характеризуется большим числом фирм, разнообразным типом продукции, существованием небольшого контроля над ценой, сравнительно легкими условиями вступления в отрасль.[3]
В настоящее время наиболее распространенным типом конкуренции является конкуренция качества, отвечающая в наибольшей мере интересам потребителей и обществу в целом. Она предполагает соперничество производителей товаров на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг, более эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых сбытовых услуг, применения маркетинга.
Конкуренцию также делят на:
1. Функциональную - когда конкурируют фирмы, которые выпускают непохожие товары, но эти товары выполняют одну и ту же функцию для потребителя.
2. Видовую - предприятие выпускает товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся одним или несколькими принципиально важными параметрами.
3. Предметную - предприятие выпускает по сути идентичную продукцию, отличающуюся только качеством, а может быть даже одинакового качества.
Конкуренция представляет собой регулирующую силу на рынке. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. С помощью установления соответствующих цен она сообщает об изменениях в потреблении и вызывает соответствующую реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его.
Рассказав о конкуренции, перейдем к определению совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.[4]
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
- отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
- отсутствие ограничений на количество участников рынка;
- однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
- свободные цены;
- отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим.
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Говоря о совершенной конкуренции, нужно упомянуть несовершенную. Несовершенная конкуренция это такая ситуация согласно экономической теории, в которой структура рынка не соответствует условиям для существования совершенной конкуренции.[5] Распространенной является следующая классификация форм несовершенной конкуренции:
• Монополия, в которой существует только один продавец (например, рынок газоснабжения);
• Олигополия, в которой существует небольшое количество продавцов (например, рынок мобильных услуг);
• Монополистическая конкуренция, в которой существует много продавцов, производящих схожие товары, одновременно несколько отличаются (критерием дифференциации может быть даже место нахождения продавца);
• Монопсония, в которой существует только один покупатель (например, рынок тяжелого оружия);
• Олигопсония, в которой существует небольшое количество покупателей.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
- демпинговые цены;
- создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;
- ценовая дискриминация (продажа одного и того же продукта по разным ценам);
- использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;
Классификация конкуренции. Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по масштабам развития;
2) по своему характеру;
3) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
- индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
- местной (введется среди товаровладельцев, какой-то территории);
- отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
- межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
- национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
- глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяются на:
а) свободную;
б) регулируемую.
По методам введения рыночного соперничества конкуренция делится на:
1) ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
2) неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).
Содержание, методы, инструменты антимонопольной политики
Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.[6]
Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.[7] Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.
Демонополизация - проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.[8]
Демонополизация предполагает:
- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;
- запрещение соглашений о разделе рынков;
- запрещение переплетающихся директоратов;
- приобретение акций конкурирующей фирмой.
Так же есть пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии это – стратегия вмешательства.[9] Выделяют несколько основных стратегий:
1. налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счет перераспределения ее прибылей;
2. ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;
3. управление государственной собственностью;
4. государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;
5. антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.
Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.
Основные задачи антимонопольного законодательства:
1. обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;
2. снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;
3. определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;
4. защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;
5. создание условий для развития национального хозяйства.
Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.
В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.
Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.
Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.
Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются прямым вмешательством государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
1. предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2. снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
3. принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;
4. введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях – установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
5. введение в особо сложных случаях прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;
6. наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Существует два подхода к регулированию монопольной власти фирм. С одной стороны, сосредоточение большой доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.
В связи с названным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:
- поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений);
- структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка).
Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.
Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.
Доказать, к примеру, необоснованное монополистическое завышение цен всегда довольно сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена значительно превышает издержки. А издержки у монополиста либо могут быть исходно весьма велики в силу неэффективности, либо искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений. Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически исчислить, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Так, используя чисто механический образ действия, можно разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.
Поведенческий подход более либерален по отношению к монополистам, зато при нем мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию. Именно поэтому его и применяют к уже сложившимся и зарекомендовавшим себя фирмам. Структурный подход жестче, но опасней. По этой причине его целесообразно применять в качестве предупредительных мер, когда существует лишь возможность будущей монополизации рынка.
Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.
Еще один из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение долей в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.