Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
Решение усложняющихся социально-экономических задач,
обеспечение устойчивого и безопасного развития Республики Беларусь
обусловливают необходимость повышения эффективности работы всех
органов государственного управления, в первую очередь, Правительства
и его Аппарата. Полагаем, что это не только организационно-
управленческая, но и идеологическая проблема. Она определяется
стратегией и целями развития страны, парадигмой общественного
процесса.
В этой связи целесообразно руководству и Аппарату Совета Министров сосредоточиться в большей мере на межотраслевом управлении, то есть на обеспечении взаимодействия между промышленностью и сельским хозяйством, между реальным сектором экономики и социальной сферой и т. п. Важно также, чтобы межотраслевой подход решительно внедрялся в работу министерств, государственных комитетов, концернов, местных органов исполнительной власти.
В отраслевых и территориальных органах
исполнительной власти важно иметь пусть небольшие структуры
(возможно, на хозрасчетной основе) научных работников, которые разрабатывали бы специфические дифференцированные стандарты
эффективности управленческой деятельности, обеспечивали научное
обслуживание органов исполнительной власти. Подобный опыт имеется у
Минского горисполкома. Заметим при этом, что если в начале 60-х годов в министерствах Германии работал 91 научный советник, то в середине 70-х годов их штат составлял уже 5600 ученых и экспертов.
Конституционный принцип разделения властей, в том числе
законодательной и исполнительной, не означает наведения барьеров в их
практической деятельности, что требует усиления взаимодействия
Правительства и Парламента. В частности, предлагается образовать
совместную комиссию Совета Министров и Палаты представителей по
обсуждению проектов законов, вносимых в Палату представителей.
Эффективность управления, в том числе повышение роли
Правительства в формировании идеологии государства, в решающей мере
зависят от подбора и воспитания кадров. В соответствии с требованиями Президента Республики Беларусь, Правительство приняло ряд важных решений по кадровым вопросам. Утвержден кадровый реестр Совета Министров, в который включено 26 категорий работников республиканских органов управления, государственных высший учебных заведений,
дипломатических кадров и некоторых других. Одобрена Государственная
программа развития системы повышения квалификации и переподготовки
руководящих кадров и специалистов государственных органов, а также специалистов для обеспечения приоритетных направлений социально-
экономического развития республики. Утвержден Совет по проблемам
повышения квалификации и переподготовки кадров.
Современный этап укрепления суверенитета и государственной самостоятельности Беларуси сопровождается развертыванием и совершенствованием демократии, повышением роли различных категорий трудящихся в становлении гражданского общества. Важнейшим документом, гарантирующим права граждан, в том числе применительно к сфере публичной власти, является Конституция Республики Беларусь, в статье 39 которой зафиксировано право «равного доступа к любым должностям в государственных органах» в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (См.: Конституция Республики Беларусь… С. 57).
Особого внимания заслуживает создание резерва кадров государственной службы из числа молодежи. Основной Закон нашего государства зафиксировал гарантии молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие: «Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии» (Конституция Республики Беларусь…С. 55).
Это создает объективные предпосылки для повышения роли молодежных организаций в решении разнообразных вопросов труда, быта и отдыха подрастающего поколения. А реализация таких предпосылок возможна тогда, если эти вопросы будут решаться в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления, профсоюзными, спортивными и оборонными организациями. В этом проявляются две основные взаимосвязанные особенности. С одной стороны, от того, с какой степенью молодежь участвует в общественно-политической жизни страны, насколько широко используются ее возможности, в значительной мере зависят потенциальные силы общества, темпы осуществления общественного прогресса. С другой – социальная и политическая сущность главной молодежной организации – Белорусского Республиканского Союза Молодежи – выражается в том, что его деятельность направлена на углубление и совершенствование процессов, происходящих в стране в интересах не только молодежи, но и всех трудящихся. Посему эта деятельность носит политический, идеологический характер.
В этой связи важно внимательно присмотреться к опыту работы комсомола. Нельзя, конечно, механически переносить опыт, практику прошлого на сегодняшний день. Но с учетом нынешних реалий, с корректировкой на современное социально-экономическое развитие Республики Беларусь вполне возможно использование предыдущего опыта работы с молодежью. Когда мы говорим о нынешних реалиях, то имеем в виду кардинальные изменения наших духовных, экономических, политических ориентиров, радикальные и масштабные перемены, произошедшие в стране в постсоветское время.
Поэтому полагаем целесообразным использовать опыт комсомола в молодежной среде. Основными направлениями использования этого опыта могут стать:
1. Дифференцированный подход к работе с различными категориями молодых людей – рабочими, крестьянами, творческой интеллигенцией, учеными. Например, в свое время систематически проводились семинары творческой молодежи, при многих обкомах и горкомах ЛКСМБ действовали клубы творческой молодежи, учреждены премии ЦК и обкомов комсомола в области литературы и искусства за лучшее произведение о молодежи и для молодежи. При ЦК ЛКСМБ активно работал совет по делам молодых ученых. Совместно с профсоюзами проводился смотр научно-технического творчества молодежи, была организована экономическая учеба, практиковалось соревнование за призы и премии знатных героев-земляков, передовиков производства, шефство опытных рабочих над новичками. Массовым стало движение сельской молодежи за овладение техническими профессиями, создавались курсы и кружки механизаторского всеобуча, комсомольско-молодежные звенья по выращиванию сельхозкультур и т.п. Большое значение в развитии творческой инициативы молодежи имело движение «В любой деревне, в любом городе – ударное комсомольское дело».
2. Работа с кадрами. ЛКСМБ стремился к тому, чтобы комсомольские работники и активисты учились работать с каждой из возрастных и профессиональных групп молодых людей, имеющих свою специфику и особенности, запросы и интересы. От комсомольских кадров требовалось умение научного анализа содержания, форм и методов воспитания молодежи. Они должны были владеть как общими принципами руководства общественной жизнью, основами педагогики и психологии, так и тем специфичным, что характерно для комсомола как общественной молодежной организации.
В комсомоле проходили практическую проверку и приобретали необходимый опыт начинающие организаторы, формировались и развивались их способности как политических руководителей молодежи. Конечно, не каждый из них становился в последствии руководителем государственного органа или хозяйствующего субъекта. Однако мобильная среда способствовала их быстрейшему становлению. В.И.Ленин, которого иногда обвиняют в упрощенном подходе к проблемам управления, в сентябре 1917 года писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 315).
Поэтому целесообразно с участием БРСМ на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусского государственного и некоторых других университетов открыть специализированные отделения по подготовке государственных служащих с углубленным изучением экономики, педагогики, психологии, социологии. Слушателями этих отделений при конкурсном отборе могли бы стать лучшие выпускники различных вузов при последующей углубленной стажировке в Администрации Президента, Аппарате Совета Министров, в других исполнительных органах республиканского и областного звена.
С обозначенной предыдущей проблемой связано взаимодействие БРСМ с органами государственного управления и различными общественными формированиями. Группа ученых Российской академии управления считает, что для роста кадрового потенциала руководителей оптимальная численность молодых сотрудников в возрасте до 30 лет должна составлять примерно 20 процентов (См.: Служебная карьера/ Гусева А.С., Иглин В.А., Лытов Б.В. и др.; под общ. ред. Е.В.Охотского. М., Экономика, 1998. С. 36.)
Опыт комсомола свидетельствует, что секретари ЦК ЛКСМБ, например, являлись членами коллегии ряда министерств и государственных комитетов, заведующие отделами-членами советов и других формирований, действовавших при органах государственного управления. Затем многие из них занимали руководящие должности в министерствах и госкомитетах, что свидетельствовало о признании высокой роли комсомола в управлении делами общества и государства. Такую практику следовало бы возродить.
У БРСМ имеется немало возможностей усиления взаимодействия и с Правительством. Так, еженедельно руководители Совета Министров проводят совещания с начальниками управлений и заведующими отделами Аппарата. На них рассматривается ход выполнения поручений Президента и Правительства по различным аспектам социально-экономического развития республики. При заинтересованности руководители ЦК БРСМ могли бы участвовать в подобных совещаниях, особенно тех, которые затрагивают интересы молодежи (образование, культура, физкультура и спорт, патриотическое воспитание, информационно-пропагандистская работа и т.п.).
Решение указанных вопросов будет способствовать повышению роли БРСМ в общественно-политической жизни республики, совершенствованию идеологической работы с молодежью в трудовых и учебных коллективах. На эту принципиальную особенность идеологии белорусского государства обращал внимание А.Г.Лукашенко в докладе на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы: «Центр нашей идеологической работы должен быть именно в коллективе: учебном, трудовом, производственном. Каждый его участник должен быть хорошо информирован о государственной политике, делах своего коллектива и ощущать себя неотъемлемой, полноправной частицей государства и коллектива…» (Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент// Сов. Белоруссия. 2003. 28 марта. С. 6).