Действие и статус в контексте деловой культуры

Отношения между людьми обычно связаны с их деятель­ностью. Однако в одних деловых культурах статус человека в обществе определяется всецело на основании его личных качеств и поступков.

В других культурах статус человека и его место в обществе зависят от многочисленных факторов, часто не связанных с его поступками («Королями не становятся, королями рождаются»).

Эта особенность национальных деловых культур была впер­вые исследована американским ученым Эдвардом Холлом. Результатом исследования стало условное деление деловых культур на низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные.

Классическим примером низкоконтекстуальной культуры являются США. Человек оценивается здесь почти исклю­чительно на основе собственных поступков и достижений. Констатация «это человек, который сам себя сделал» («This is self made man») является высшей похвалой. Праздность рассматривается большинством людей как нечто постыд­ное. Дворянские «корни» или принадлежность к семье се­натора (губернатора) не являются сколь-либо существен­ным подспорьем для карьеры. Вещи принято называть своими именами. «Да» на переговорах означает «да», «нет» — «нет».

В рамках культуры с высоким контекстом ситуация во многом противоположная. Принадлежность к определен­ной страте или олигархической группе общества, проис­хождение, каста, возраст, пол часто значат намного боль­ше, чем личные качества и желание работать. Вещи часто не называют своими именами, здесь избегают прямых от­ветов на поставленный вопрос. Одна и та же реплика в зависимости от контекста может носить прямо противопо­ложный смысл.

К высококонтекстуальным культурам относят Юго-Запад­ную Европу, Францию, страны Востока, Латинскую Аме­рику Англия, Австрия, Бельгия, Швейцария занимают промежуточное положение. Высокая контекстуальность была характерна для СССР и сохранилась в России и стра­нах СНГ.

Отношение ко времени – следующий параметр модели Хемпдена-Тернера-Тромпенаарса.

Различные деловые культуры по-разному относятся ко времени. Очевидно, однако, что успешное внешнеэконо­мическое сотрудничество — это всегда координация дейст­вий с Вашим партнером. Следовательно, от того, насколь­ко правильно Вы прогнозируете поведение партнера, зависит Ваш успех. Виды делового сотрудничества в рамках данного параметра представлены в таблице 14.

Таблица 14 – Виды делового сотрудничества в отношении к взаимодействию во времени

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СИНХРОННО
1. Исполнять за один раз только одно дело. 2. Договоренности надо точно придерживаться, планировать наперед и не опаздывать! 3. Соблюдение временных графиков всегда важнее связей 4. Преимущество имеет начальный план. 1. Исполнять сразу несколько дел. 2. Сроки договоренностей ориентировочны, для важных партнеров есть время. 3. Связи важнее соблюдения сроков. 4.Преимущество имеет степень важности самой связи.
ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ
1. Говорить об истории, происхождении семьи, образовании фирмы, нации. 2. Мотивация через перспективы на возврат "золотого времени". 3. Относиться с уважением к прародителям, предкам и пожилым людям. 4. Все видится в контексте традиций и истории. 1. Жизнь и развлечения в данное время - это самое важное. 2. Не иметь ничего против планов, но они почти не исполняются. 3. Проявлять активный интерес к актуальным отношениям, "здесь и сегодня". 4. Все оценивается под аспектом актуальной значимости и актуального стиля. 1. Много говорить о перспективах, потенциалах, ожиданиях, будущей работе. 2. С воодушевлением заниматься планированием и стратегией. 3. Проявлять большой интерес к молодежи и к потенциальному будущему. 4. Настоящее и прошлое используются часто для извлечения шансов на будущее.
       

Отношение к окружению

Можно выделить два основных направления.

Первое – внутреннее управление – предполагает возможность управлять природой и окружением.

Второе – внешнее управление – предполагает, что окружение влияет на нас. Здесь возможно направление гармонии с окружением и природой.

Обращаю внимание, что, несмотря на достаточно интересный материал данной темы («Организационная культура»), вполне естественным может быть невозможность для студента запомнить и различить все называемые модели. Главное для вас – понять многообразие подходов к рассмотрению национальных деловых культур. На экзамене необходимо будет представить те модели, которые вам особенно запомнились (или были наиболее понятны, произвели наибольшее впечатление, вы нашли в них что-то важное для вас лично, для вашей организации…). В завершение темы предлагаю рассмотреть еще одну модель:

Модель Лефевра

Модель была разработана В.Лефевром [Lefebvre, 1990.] Модель является бинарной и рассматривает две этические системы.

В первой этической системе соединение вещей, имеющих противоположную оценку, воспринимается негативно, а разъединение – позитивно.

Во второй этической системе соединение «дурного» и «хорошего» (например, компромисс дурных средств с хорошей целью) оценивается как хорошая ситуация, а их разъединения – как плохая.

Такое восприятие ситуации, заложенное в модель Лефевра, ведет в первой этической системе к тому, что субъект будет несколько больше страдать от негативной ситуации, но будет ощущать себя лучшим, чем в противном случае. Эта же модель показывает субъективное предпочтение сое­динения или компромисса в первой этической системе и предпочтение разъединения или конфрон­тации во второй.

Этот результат объясняет характерные различия между советской и американский этическими системами, наблюдаемые В.Лефевром с сотрудниками: «Большинство американцев негативно оценивали комби­нацию добра и зла и позитивно — их разделение, в то время как боль­шинство советских наоборот — позитивно оценили соединение добра и зла и негативно их разделение. В то же время большинство американцев одобрили поведение тех личностей, кото­рые шли на компромисс, а большинство советских хвалили бескомпро­миссное поведение». Таким образом были получены экспериментальные подтверждения правильности предсказаний модели: в культурных сооб­ществах, где большинство личностей негативно оценивают соединение добра и зла, предпочтение отдается личности, стремящейся к компромис­су (американцы), а в тех сообществах, в которых соединение добра и зла оценивается позитивно, предпочтение отдается личности с бескомпромисс­ным поведением (к этому ведет воспитание в советских условиях)...Наличие двух этических систем можно обнаружить также в «Прес­туплении и наказании» Достоевского.

Математическая модель двух этических систем может создать впечат­ление их симметричности. Однако это лишь ка­жущаяся симметрия. В действительности доминирование второй системы ведет к катастрофическим последствиям и в международных отношениях, и в развитии самого этноса. Если в этносе начинает преобладать вторая система этической рефлексии, это становится важным симптомом нара­стающей антропологической катастрофы, которая может иметь глобаль­ные последствия. Хотя само наличие героев второй этической системы в известном смысле и в определенных дозах может быть «полезно» для об­щества, беда состоит в том, что общество с преобладанием второй этиче­ской системы начинает неминуемо уничтожать своих героев и тогда в ней оказываются доминирующими люди безнравственные и с точки зре­ния этой системы. Модель рефлексивной структуры позволяет тем самым использование в сфере социальной диагностики.

Каждая сторона не только заботится о выигрыше, но стремится также улучшить свой образ в «собственных глазах и глазах других». Этот фактор позволяет объяснить психологический механизм иррационального и идеалистического по­ведения, который невозможно понять в рамках теоретико-игрового под­хода.

Конфликт имеет тенденцию к саморазрешению, толь­ко если обе стороны принадлежат первой этической системе: их самооцен­ка возрастает, когда они идут на компромисс. Конфликт имеет тенденцию к нарастанию, если обе стороны принадлежат второй этической системе: компромисс может привести к снижению их самооценки. Если стороны принадлежат различным этическим системам, они начинают неверно ис­толковывать намерения и действия друг друга.

Рассмотрев основные модели национальных деловых культур, необходимо сделать следующие обобщения. Учет психологических и кросскультурных особенностей зарубежных партнеров является важнейшей составляющей успеха внешнеэкономической деятельности предприятия, залогом становления долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.

Умение определить, к какому типу управленческой культу­ры относится компания Ваших партнеров; какие поведен­ческие особенности людей вообще и бизнесменов в част­ности характерны для этой страны: как строятся в той или иной стране отношения между людьми: как относятся ко времени — все это поможет Вам выбрать правильную ли­нию поведения, быстрее завоевать расположение и дружбу партнеров.

Наши рекомендации