Терминологический словарь. Автостереотипы –представления этноса о самом себе.Они редко бывают негативными

Автостереотипы –представления этноса о самом себе.Они редко бывают негативными, чаще всего положительными.

Адаптация этнокультурная – психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к новой культуре, «чужим» национальным традициям и ценностям, образу жизни и поведению, в ходе которого согласовываются нормы – требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия. В процессе этнокультурной адаптации человек проходит три этапа, которые сопровождаются определёнными трансформациями психики, ценностных установок и поведения.

Первый этап характеризуется проявлением энтузиазма, второй – фрустрацией и депрессией, третий – уверенностью в своих силах.

Продолжительность этапов зависит от степени сходства или различия между людьми, этносами и их психологическими чертами; от индивидуальных особенностей людей; условий природной и социальной среды; психологического климата в этнической среде и др.

Национально-психологические особенности адаптации имеют свою специфику у разных народов: например, русские быстро приспосабливаются к любой, даже экстремальной ситуации, а англичанам требуется время, значительно большее.

Аккумуляция этническая – накопление новых элементов в этнической культуре.

Ассимиляция – «растворение» одного народа (этноса) или его части в другом народе и, как следствие, потеря этнического самосознания.

Верования - убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Гетеростереотипы -представления этноса о других народах.

Глобализация –этим термином обозначают процесс интеграции государств, поднимающий целый ряд вопросов, в том числе культурного характера. Глобализация развивается, в частности, благодаря появлению новых коммуникационных технологий, к каковым относятся Интернет и спутниковое телевидение.

Ксенофобия –боязнь чужой культуры.

Культура – способ человеческой жизнедеятельности. Также под данным термином понимают совокупность достижений человечества в материальной и духовной деятельности. В узком значении к. понимается как духовная деятельность человека.

Миф – исторически первая форма культуры. Первобытный миф всё одушевляет и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологизированных существ – демонов и богов. Миф - это наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла к закону. В мифе всё условно и символично. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф.

В истории каждого народа есть ключевые моменты, с которыми он склонен прежде всего отождествлять себя и свою судьбу (например, для португальцев – эпоха Великих географических открытий, для монголов - империя Чингисхана и т.д.). История некоторых народов отягощена трагическими событиями. В центре внимания народов находятся события, связанные с обретением родины, с формированием и расцветом своей собственной государственности, с великими завоеваниями или ужасной катастрофой, прервавшей развитие народа. Первый из этих моментов легитимизирует право народа на территорию, второй даёт право на образование своей государственности, другие позволяют занять достойное место в современном сообществе народов.

Национальная культура. От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны «молодые нации» Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основе парижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в середине XVII века основал французскую академию, главной обязанностью которой стала забота о «здоровье» французского языка. В 1994 г. французское правительство приняло законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании.

Из наличия специфических черт национальной культуры нельзя делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.

Современный миф- это культивированное идеализированное представление о прошлом, призванное воспевать предков как славных героев. В современном мире мифология используется как усилитель ценностей, миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности.

Особенности современного мифа:

1. Современный мифотворец манипулирует историческими данными для достижения целей, связанных с современной этнополитикой;

2. Миф обслуживает совершенно конкретную современную задачу, будь то территориальные претензии, требования политической автономии или стремление сохранить своё культурное наследие;

3. Современная эпоха видится через миф временем упадка и морального разложения, а героика и великие деяния связываются с отдалённым прошлым. Героическое прошлое автоматически должно обеспечить народу славное будущее.

Толерантность –(от лат. терпение) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; одна из ключевых ценностей демократии. В данном случае, терпимость по отношению к ценностям других культур.

Традиционная культура –это культура народов, находящихся на доиндустриальной стадии развития. Связана, в отличие от архаической культуры, с более высоким уровнем развития хозяйства – земледелием и кочевым скотоводством.

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения «мы» и «они». Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

Этническая и национальная культуры.Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.

Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.

Такая ситуация имела место в русской истории. В России существовало противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских масс, замкнутых в пределах «мира» своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В России возникает и такое духовное явление, как почвенничество - стремление объединить высшие слои общества с почвой, т.е. русским народом, который воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных начал.

Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

Этническое самосознание – это осознание своего единства с тем или иным этносом, и прежде всего общности своего происхождения и тем самым своё этническое родство.

Этнические установки – это установки, которые имеют место тогда, когда человек, действуя в любой сфере осознаёт себя как личность, включённая в этническую группу.

Этноцентризм –это совокупность господствующих установок собственной культуры по отношению к иным культурам. Склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающего мира с позиции своей этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона. Сущность этноцентризма как общественно-психологического явления сводится к наличию совокупности массовых иррациональных положительных представлений о своей этнической общности как о некоем ядре, вокруг которого группируются этнические общности. Вместе с тем характерная для этноцентризма фиксация черт своего этноса не обязательно подразумевает формирование отрицательного и даже враждебного отношения к представителям других этносов. Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида.

Язык – 1) система знаков любой конфигурации, служащая средством человеческого общения, а также мышления, 2) средство хранения и передачи информации, 3) одно из средств управления поведением человека, 4) одно из оснований этничности, обеспечивающее единство как этноса, так и государства, всего общества в целом.

На основе языка формируются этнолингвистические общности, а этнос разделяется на части, объединённые языком.

Американский учёный Бенджамин Ли Уорф, разбирая взаимоотношения между языком и мышлением, языком и познанием, языком и поведением человека, пришёл к выводу, что в той или иной мере люди ведут себя соответственно тому, как они говорят. Северянин сдержан в языке, зато свою энергию он вкладывает в дело, в работу. Южанин же может «выложиться» при эмоциональном разговоре и на реальный поступок сил уже нет.

Контрольные вопросы по теме

1. В чём вы видите различия между этнической и национальной культурами?

Проблемный вопрос

1 Согласны ли вы с нижеприведённым утверждением С.Хантингтона: «Различия в культуре будут причинами будущих конфликтов между цивилизациями»? Обоснуйте ответ.

2 Как вы понимаете слова Э.Ренана: «Нация – это душа»?

3 Как могут быть связаны глобальная и этническая культуры?

Цитаты по теме

Ментально, эмоционально, физически мы одинаковы. Важно подчёркивать целостность, единство человечества. Если же мы будем слишком фокусироваться на различиях – на том, например, что мы азиаты, тибетцы, или русские – европейские русские, азиатские русские, сибирские русские, - то между нами вырастет пропасть. Реальность в том, что Азия нуждается в Западе, а Запад нуждается в Азии (Далай-лама XIV. Далай-лама XIV – без политики. Разговор Далай-ламы XIV с журналом «Полис». – Полис. – 2012, № 5).

Литература

Учебные пособия:

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., «Аспект Пресс», - 1998. Гл. 2.

2. Кравченко В.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. - М., «Юнити – Дана», 2001.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М., «Академия», 2001.

4. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.

Журналы:

5. Филиппов В. Этнические процессы в столичном мегаполисе. - Свободная мысль, 2004. - № 2.

6. Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. - Полис, 2004. - № 1.

7. Тавадов Г.Т. Политика и национальные отношения. - Соц.-полит. Науки. 1991. - № 10.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - Полис. 1994. - №1.

Раздел 2. Межэтнические отношения и процессы

Тема 4

«Понятия «Нация» и «национализм»»

Национализм в моём понимании означает, что моя страна должна обрести свободу, чтобы, если нужно, вся страна могла умереть за человечество. Махатма Ганди

Патриот – это человек, любящий свою родину, а националист – ненавидящий другие народы и страны. Йоханес Рау

1 Понятие «Нация». Две трактовки нации: гражданская и этническая

2 Этнические меньшинства. Проблемы этнических меньшинств

3 Понятие «Национализм»

4 Источники национализма

5 Типы национализма

6 Типы национализма в России

7 Демократия и национализм. Либеральный национализм

8 Право наций на самоопределение: современные подходы

Наши рекомендации