Государство и общественные объединения
В современном мире публичные интересы людей реализуются не только через государственные органы и политические партии. Все большую роль в политических системах современных стран играют социально-экономические, социально-культурные общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию (союзы, общества, движения, организации, ассоциации, фонды и т. д.), так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.
В отличие от государственных образований эти организации не имеют властных полномочий и не могут принимать общеобязательные решения. Кроме того, они выражают не общие, а групповые интересы населения и объединяют не все, а отдельные его категории.
Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, необходимо иметь в виду, что эти отношения строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Речь идет о сотрудничестве, взаимопомощи, координации, руководстве со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определении общего направления их деятельности, надзоре и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.
Хотя многие из социально-экономических и социально-культурных объединений заметно воздействуют на политику государства, политическая деятельность не является основной их целью (в отличие от политических партий), а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов. Как правило, эти общественные объединения стремятся воздействовать на государство извне, тогда как политические партии добиваются овладевания самой государственной властью. Их главная задача - выявление и реализация интересов своих членов в той или иной сфере.
К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относятся участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, могут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты. С целью представления и защиты законных интересов своих членов общественные объединения могут принимать участие в работе государственных органов и учреждений (парламентские комиссии, подкомиссии, межведомственные комитеты, службы и т. д.), ориентировать органы власти и управления с целью учета интересов отдельных групп населения при разработке новых нормативных актов, при принятии решений, получать информацию от государственных органов, необходимую для выполнения своих целей.
Все это касается стран с демократическим политическим режимом, в странах с авторитарным и тоталитарным политическим режимом создание каких-либо общественных объединений на добровольной основе и их реальное влияние на политическую жизнь невозможно. Если там и существуют так называемые общественные организации, то они не выполняют своих задач, а являются проводниками партийно-государственной политики.
Так, в Румынии до 1989 года родственники диктатора Н. Чаушеску возглавляли почти все общественные организации, одновременно занимая высшие государственные должности. В Центральноафриканской Империи (ныне Центральноафриканская Республика) император Бокасса возглавлял все общественные организации, включая молодежную и женскую.
В РФ общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на 1) общественные организации, 2) общественные движения, 3) общественные фонды, 4) общественные учреждения и 5) органы общественной самодеятельности.
1) Общественной организацией - признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции, РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица. Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом. В одних организациях может иметься лишь список членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты. Прием в члены организации осуществляется на основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и оформляется специальным решением компетентного органа общественной организации. На члена общественной организации могут возлагаться обязанности принимать активное участие в ее деятельности, уплачивать членские взносы и подчиняться решениям ее руководящих органов. В форме общественных организаций в Российской Федерации действуют профсоюзы, разного рода творческие, спортивные и иные общественные объединения.
2) Общественным движением - признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения, которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения является непостоянным и самим движением не контролируется. В нем участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении означает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно-значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.
В Российской Федерации в качестве движений зарегистрированы такие общественные формирования, как Движение «Солдатские матери», Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, Движение «Демократическая Россия», Всецерковное православное молодежное движение (братство).
3) Общественный фонд - понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели.
Основное отличие общественного фонда от общественных организаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей - и не нуждается в массовом членстве.
4) Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах.
Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, т.е. Учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение создается для оказания каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может сниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения,которые не являются его учредителями или потребителями услуг.
Коллегиальный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем.
5) Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.
Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту жительства, стачечные комитеты, органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений.
Правовое регулирование деятельности общественных организаций базируется на конституционном праве на объединение, закрепленном в конституциях современных демократических государств (см. ст. 30 Конституции РФ). В законодательстве содержатся обычно следующие предписания: условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования (признается недопустимым образование объединений, интересы которых не совместимы с интересами личности, отдельных социальных групп или общества в целом); требование обязательной систематической финансовой отчетности перед государственными органами; закрепление форм участия общественных объединений в деятельности государства.