Ii. пособие по организации самостоятельного изучения учебной дисциплины
Самостоятельная работа курсантов и слушателей является неотъемлемой частью обучения, предусмотренная тематическим планом дисциплины «Организация тылового обеспечения в УИС». Важность самостоятельной подготовки обусловлено спецификой преподаваемой дисциплины и необходимостью подготовки специалистов для тыловых подразделений пенитенциарной системы. Направленность самостоятельной подготовки состоит в более глубоком усвоении торгово-технологических процессов как в торговле, так и в сфере ресурсного обеспечения УИС.
Существующие трудности усвоения учебной дисциплины связаны с недостаточностью освещения рассматриваемой тематики в учебной литературе, что требует изучения дополнительных информационных источников, регламентирующих различные направления деятельности торговли и уголовно-исполнительной системы. Это обстоятельство диктует необходимость методического обеспечения самостоятельной работы обучаемых.
По общему правилу самостоятельное изучение тем дисциплины начинается с четкого усвоения лекционного материала и уяснения направлений дальнейшего углубленного изучения предложенного материала. В этой связи наиболее продуктивным является ориентирование обучаемых на основные тематические положения «Рабочей программы учебной дисциплины», «Учебно-практического пособия» и «Практикума по учебной дисциплине» настоящего учебно-методического комплекса.
Кроме того, полезным является систематическое изучение материалов передового и положительного опыта деятельности органов и учреждений УИС в сфере ресурсного обеспечения , публикуемого на страницах ведомственных журналов «Ведомости УИС», «Преступление и наказание». Качественному восприятию знаний по указанной проблематике будет способствовать использование первоисточников в списке раздела «Учебно-методического обеспечения учебной дисциплины». Целесообразно использовать доступные информационные ресурсы сети Интернет.
Формами итогового контроля знаний для обучаемых очной формы являются зачет и экзамен, для обучаемых заочной формы – экзамен. Все обучаемые вне зависимости от формы обучения выполняют и защищают курсовую работу.
Подготовка к зачету и экзамену
Зачет и экзамен по данной дисциплине имеет цель вывить и оценить социолого-теоретические знания обучаемых, а так же умение практического применения за полный курс. Зачет проводится путем собеседования или в виде тестирования. Экзамен проводится в виде устного собеседования.
Собеседование может проводиться в соответствии с разработанными билетами. Тесты составлены по всему пройденному материалу. Каждый из вариантов включает вопросы и варианты ответов, один из которых является правильным.
Для подготовки к зачету и экзамену на кафедре имеется перечень вопросов, охватывающий весь программный материал дисциплины. Перечень вопросов для подготовки к зачету составлен в соответствии с рабочим учебным планом.
В процессе подготовки к зачету курсантам, слушателям необходимо пользоваться лекционными записями и рекомендованной учебной литературой. Изучая тематический материал, для курсантов основополагающим является выделение основных положений, их осмысление и практическое применение. Важным является выявление взаимосвязи знания с будущей практической деятельностью. По разделам вызывающим затруднения в изучении курсанты могут получить консультацию на кафедре.
Результаты сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» и «не зачтено». Результаты сдачи экзамена оцениваются по четырех бальной системе.
При оценке теоретических знаний учитывается участие курсантов в работе на семинарских и практических занятиях. Преподаватель, принимающий зачет или экзамен, может задавать курсанту дополнительные вопросы, ставить практические задачи.
Преподавателю предоставляется право поставить зачет и экзамен без опроса тем обучаемым, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре, не имеющих пропуски занятий или отработали их и активно участвовали в семинарских занятиях.
Курсанты, замеченные в помощи друг другу или пользующиеся неразрешенными пособиями и другого вида записями, привлекаются к дисциплинарной ответственности. По решению преподавателя им могут даваться другие или дополнительные задания в рамках всей программы дисциплины «Организация тылового обеспечения в УИС «.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы
Курсанты очной и слушатели заочной форм обучения выполняют курсовую работу.
Основные этапы выполнения работы:
- выбор вопросов для рассмотрения;
- подбор, изучение и анализ необходимой литературы;
- написание работы и выполнение практических заданий;
- предоставление работы на проверку, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний (если таковые имеются).
Курсовая работа должна иметь следующую структуру:
- титульный лист с указанием наименования академии, факультета, кафедры, названия дисциплины, темы теоретической части, номера группы, курса, ученой степени, ученого звания, специального звания преподавателя;
- содержание работы;
- введение;
- теоретическая часть (не менее трех вопросов) – изложение теоретических аспектов выбранной темы;
- практическая часть – выполнение практического задания;
- заключение;
- список литературы;
- приложения (стандарты, технические условия, схемы, инструкции).
Теоретическая часть направлена на раскрытие вопросов по теме из списка, представленного в «Рабочей программе учебной дисциплины» настоящего комплекса.
Практическое задание предусматривает проведение проектировочных расчетов по определению площади, количества и номенклатуры необходимого торгово-технологического, подъемно-транспортного оборудования для торгового предприятия и т.п. (подобные задания представлены в учебно-практическом пособии данного комплекса). Данные для расчета согласно своего варианта.
Для курсантов очной формы обучения и слушателей заочной формы обучения выбор номера темы теоретической части осуществляется согласно порядкового номера фамилии в журнале учета успеваемости. Выбор номера варианта задания практической части осуществляется согласно последней цифре номера зачетной книжки (если зачетная книжка заканчивается на цифру «0», то номер варианта задании – 10).
Объем курсовой работы не должен превышать 30-35 страниц рукописного текста или 25-30 страниц машинописного (через 1,5 интервала) текста, выполненного на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297). По всем срезам листов должны быть оставлены поля: слева – 30 мм; справа – 10 мм; сверху – 20 мм; снизу – 25 мм. Нумерация страниц – сквозная от титульного листа до последней страницы. При этом титульный лист считается первой страницей (номер страницы на нем не ставится). Страницы нумеруются на середине верхнего поля. Курсовая работа заключается в плотную обложку и брошюруется.
В тексте заголовки должны оформляться заглавными буквами, между заголовками и текстом необходимо соблюдать интервал 12-15 мм. В содержательной части могут приводиться таблицы, схемы, рисунки, графики, которые должны иметь названия (таблицы - сверху, остальные – внизу) и соответствующий порядковый номер. В остальном оформление работы осуществляется в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению текстовых документов.
Выполненные и оформленные в соответствии с указанными требованиями работы за три недели до экзаменационной сессии сдаются на кафедру для рецензирования. Допущенные к защите работы возвращаются слушателям для подготовки к защите, не допущенные – для доработки, после чего осуществляется повторное рецензирование.
Защита курсовой работы осуществляется в устной форме по установленному графику. По результатам защиты выставляется дифференцированная оценка.