Тема 8. Суд в Российской Федерации (с 1991 г. и по настоящее время)

В 1991 г. Россия приступила к осуществлению судебной ре­формы, начавшейся и не оконченной в СССР в 1989 г. Концепция судебной реформы появилась в 1991 г., большую роль в разработ­ке и реализации реформы и ее законов с 1990 г. сыграло Мини­стерства юстиции. В 1993 г. Верховный Совет РСФСР рассмотрел шаги в осуществлении реформы и одобрил ее концепцию.

Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации 23 октября 1996 г. создали правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

Конституция 1993 г. в главе 7 (ст. 118-129) определяет судеб­ную власть РФ.

Статья 118 гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная власть осу­ществляется посредством конституционного, гражданского, адми­нистративного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Россий­ской Федерации и Федеральным конституционным законом. Соз­дание чрезвычайных судов не допускается.

В соответствии со ст. 119 судьями могут быть граждане Россий­ской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополни­тельные требования к судьям судов Российской Федерации (в на­стоящее время рассматривается предложение о введении имуще­ственного ценза для судей, по аналогии с Уставом 1864 г.).

Судьи (ст. 120) независимы и подчиняются только Конститу­ции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или ино­го органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Судьи несменяемы (ст. 121), их полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по осно­ваниям, установленным федеральным законом. В соответствии со ст. 122 судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Конституция допускает только открытое очное разбиратель­ство дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на осно­ве состязательности и равноправия сторон, в случаях, предусмо­тренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что дает возможность полного и независимого осущест­вления правосудия.

Статья 125 определяет состав и статус Конституционного суда. Конституционный Суд состоит из 19 судей. Закон определя­ет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президен­та Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций респу­блик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъек­тов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Россий­ской Федерации и органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации; не всту­пивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъек­тов Российской Федерации.

Рассмотрение в Конституционном суде осуществляется по за­просам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законода­тельной и исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по за­просам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, уста­новленном федеральным законом. Конституционный Суд Россий­ской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Рос­сийской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Россий­ской Федерации. Акты или их отдельные положения, признан­ные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и приме­нению. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федера­ции в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления.

Статья 126 определяет, что Верховный Суд Российской Феде­рации является высшим судебным органом по гражданским, уго­ловным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии со ст. 127 Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации является высшим судебным органом по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арби­тражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 128 гласит, что судьи Конституционного Суда Россий­ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Пре­зидентом Российской Федерации в порядке, установленном феде­ральным законом. Полномочия, порядок образования и деятельно­сти Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129 характеризует Прокуратуру РФ как единую цен­трализованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобожда­ется от должности Советом Федерации по представлению Прези­дента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

31 декабря 1996 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Феде­ральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации (принят Государственной Думой 23 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.), который был вве­ден действие с 1 января 1997 года.

Закон состоит из пяти глав, тридцати семи статей.

Общие положения 1 главы (ст. 1-10) характеризуют судебную власть, судебную систему, суды, дают иные универсальные уста­новления. Так, судебная власть в Российской Федерации осущест­вляется только судами в лице судей и привлекаемых в установлен­ном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на­родных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституци­онные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Феде­рации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд Рос­сийской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, вер­ховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных ар­битражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти­туционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъек­тов Российской Федерации.

Вторая глава (ст. 11-16) определяет основы статуса судей РФ, говорит, что судьями являются лица, в соответствии с Конституци­ей и настоящим Федеральным конституционным законом испол­няющие свои обязанности на профессиональной основе.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации, председателей, за­местителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, су­дов автономной области и автономных округов, районных судов, во­енных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается соответствующим федеральным консти­туционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть на­значено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурс­ной основе. Судьи несменяемы, неприкосновенны, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

В третьей главе «Суды» (ст. 17-28) определяется порядок соз­дания и упразднения судов, оговаривается осуществление их пол­номочий.

Конституционный Суд РФ характеризуется как судебный ор­ган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть. Верховный Суд Российской Федерации РФ является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, он рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся об­стоятельствам, а в ряде случаев и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов феде­рального значения, судам автономной области и автономных окру­гов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по во­просам судебной практики. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автоном­ной области, суд автономного округа рассматривают дела в каче­стве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отноше­нию к мировым судьям, действующим на территории соответству­ющего судебного района.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным за­коном предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Ар­битражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассма­тривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся об­стоятельствам. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь от­крывшимся обстоятельствам, он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответ­ствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела в ка­честве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открыв­шимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Предусмотрены также специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Феде­рации создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соот­ветствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Рос­сийской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъек­та Российской Федерации.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия и порядок деятельности всех судов и мировых судей установлен федеральным законом и законом субъектов Рос­сийской Федерации.

В четвертой главе (ст. 29-34) изложены заключительные поло­жения закона, в ней учреждаются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федера­ции и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Обеспечение деятельности Конституционного Суда Россий­ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Обеспечение дея­тельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Финансирование судов осуществляется на основе федерально­го бюджета отдельной строкой.

Развитие судебной реформы обеспечивалось последующим зако­нодательством. В 1997 г. были приняты ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Затем в 1998 г. последовали ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О миро­вых судьях РФ», «О финансировании судов РФ», «О военных су­дах РФ», «Об общем количестве мировых судей и судебных участ­ков в РФ». Перечисленные законы принимались в течение 1999 г. ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» появился в 2000 г.

Следующим шагом стало осуществление судебной реформы в ходе Федеральной целевой программы «Развитие судебной си­стемы России» на 2002-2006 гг. В ходе реализации реформы в РФ была сформирована новая судебная система, которая, несмотря на многочисленные трудности объективного и субъективного ха­рактера, начала функционировать.

С формированием судебной системы РФ тесно связано раз­витие органов и учреждений юстиции РФ. В 1990 г. была соз­дана Ассоциация нотариусов РСФСР, затем появилось зако­нодательство 1993 г. о нотариате. Не менее важны и акты 1991, 1993 гг. о Министерстве юстиции, адвокатуре, указ 1996 г. о раз­витии органов и учреждений юстиции. Концепция реформы юстиции была заложена в 1996 г., затем вышли законы 1997 г. о судебных приставах и исполнительном производстве, закон 1997 г. о государственной регистрации прав. В 1997 г. началось ре­формирование уголовно-исполнительной системы, ставшей ГУИН с 1999 г., с 2006 г. началась подготовка исполнительного кодекса РФ, в 2007 г. принят ФЗ «Об исполнительном производстве». В 1998 г. произошла передача регистрационных органов из ведения Министерства экономики в МЮ. В настоящее время юстиция осу­ществляет экспертизу и регистрацию правовых актов, исполнение судебных решений. Институт судебных приставов в современной России, служба исполнения наказаний, прокуратура также нахо­дятся в процессе развития.

Таким образом, 1990-е гг. можно назвать решающим этапом в принятии законов о судебной реформе, 2000-е гг. можно назвать вехой в ее реализации, начальным шагом к совершенствованию су­дебной системы России.

Список литературы для изучения спецкурса

«История российского суда»

Абдулин Р. С. Судебная власть в России: традиции и современ­ность (историко-правовой аспект). Курган, 2005.

Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. М., 2008.

Бабенко В. Н. Судебная система России: история и современ­ность. М„ 2005.

Бабенко В. Н. История суда России (IX — начало XXI в.) / В. Н. Бабенко, И. П. Слободянюк. М„ 2005.

Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской про­куратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2003.

Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2000.

Власов В. И. История судебной власти в России. Книга первая (1019-1917). М. 2003.

Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая (1917-2003). М. 2003.

Воскобитова Л. А. Судебная власть: возникновение, развитие, типология: учеб. пособие. Ставрополь, 2001.

Гессен И. В. История русской адвокатуры. М., 1997.

Дюкова Е. А. Конституционно-правовые основы контрольной деятельности судебной власти в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

Ерошкин Н. II. История государственных учреждений дорево­люционной России. М., 1968.

Ефремова Н. Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802-1917 гг. Историко-правовой очерк. М., 1983.

Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994,1998. (или др. издания).

История государства и права России /под ред. Ю. П. Титова. М., 1997, 2000 (или др. издания).

История национально-государственного строительства в СССР, 1917-1978. В 2 т. 3-е изд., перераб. и доп. М„ 1979.

История российского правосудия: учеб. пособие для вузов по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н. А. Колоколова. М„ 2009.

Кошко А. Р. Судопроизводство по преступлениям против госу­дарства в период «оттепели» (1953-1964 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

Кузнецов И. Н. История государства и права России (Купг пре­ний). Минск, 2000. ^УРслек-

Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. / ред. Е. А. Скрипилев, Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин. М„ 2003.

Министерство юстиции за 200 лет (1802-2002). Историко- правовой очерк. М., 2002.

Новицкая Т. Е. История отечественного государства и права. М., 1994,2000.

Основные законодательные акты по советскому государствен­ному строительству и праву. М., 1972.

Петухов Н. А. История военных судов России / под ред. В. М. Лебедева. М„ 2003.

Поршнев В. П., Славин М. М. Становление правосудия Совет­ской России 1917-1922 гг. М„ 1990.

Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. М„ 1984-1994.

Сафонов В. Е. Государственное единство и территориальная це­лостность в судебных решениях: международные конституционно- правовые аспекты. М., 2008.

Сачков А. Н. Российская мировая юстиция: институционально- правовые основы. Ростов н/Д, 2007.

Слободянюк И. П. Суд и закон в Российской империи (вторая по­ловина XVIII — первая половина XIX в.). М., 2005.

Социально-экономические проблемы истории развитого со­циализма. М., 1976.

Суд и правосудие в СССР / под ред. Б. А. Галкина. М., 1981.

Цечоев В. К. История государства и права народов Дона и Се­верного Кавказа. Ростов н/Д, 2003.

Цечоев В. К., Власов В. И. История отечественного государства и права. Ростов н/Д, 2003 (или др. издания).

Чинчиков А. М. Советская историография социалистического преобразования сельского хозяйства (1917-1969 гг.). М„ 1971.

Чистяков О. И. Советское государство и право в период Граж­данской войны и интервенции (1918-1920 гг.). Вып. 2. М., 1994.

Чистяков О. И. Создание советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.). Вып. 1. М„ 1994.

[1] См.: Цечоев В. К. История суда России: учеб.-метод. комплекс для студен­тов очной, заочной форм обучения / Ростов, филиал РАП. Ростов н/Д, 2007. С. 15-17, 27-29.

[2] См.: Российское законодательство Х-ХХ вв. / под общ. ред. О. И. Чистя­кова: в 9т. М„ 1984-1994. Т. 1-9.

[3] См.: История государства и права СССР. Ч. 1. / под ред. О. И. Чистякова, И. Д. Мартысевича М„ 1985. Ч. 1.

Наши рекомендации