Тенденции развития конституционализма
Суть конституционализма или конституционного режима функционирования государства заключается в определении Конституцией меры и масштаба допустимого вторжения политической власти в какую-либо сферу жизни.
Историческим первым вариантом конституционализма можно считать негативно-либеральную модель, основные составляющие которой — свобода человека, реализуемая в гражданских правах и принципе невмешательства государства в пространство индивида. Такая модель была основана на менталитете, который воспроизводился протестантской этикой, по преимуществу распространенной в США, Англии, англоязычных странах и в некоторых странах Северной и Центральной Европы. Идеал общества виделся в обеспечении свободы человека, умеренных налогах и защите государством общего порядка и внешней безопасности.
При таком конституционном строе налагается двоякое ограничение: некоторые виды вмешательства власти в общественную и частную жизнь запрещаются, а процедуры осуществления власти четко предписываются. С одной стороны, правительству запрещены некоторые виды деятельности, а государству непозволительно вмешиваться в дела частных лиц. В США первые десять поправок к Конституции ограничивают власть как федерального, так и местного правительства. С другой стороны, исполнительная, законодательная и судебная власти должны действовать в соответствии с процедурами, предписанными Конституцией, или подзаконными актами. Таким образом, конституционное правление связано с обеспечением прав и свобод граждан и ограничением власти правительства.
В Европе к конституционализму шли иным путем, через концепцию правового государства. Эта идея возникла в Германии на базе традиций полицейского государства, формирования начал юридического мировоззрения населения. Она стала выразителем исторической критики принципа невмешательства государства и одновременно моделью, соединяющей идеи конституционализма с этатизмом.
К этому времени политическая практика развеяла миф о высокой рациональности и эффективности негативно-либеральной модели. Постепенно в условиях индустриализированного и урбанизированного общества для преодоления противоречий, возникавших при реализации существующих конституционных идей, формируется позитивно-либертарная модель конституционализма. Смысл ее заключается, в идее регулирующего государства (В. Вильсон), которое бы предоставляло всем участникам политической жизни необходимые условия и возможности для саморазвития.
Концепция особой роли государства в жизни общества выразила новое направление в понимании сути конституционализма, судьба которого попадала в зависимость от самого государства, его способности и возможности расширять и гарантировать свободу граждан, а само государство становилось зависимо от гражданского общества. В Европе эти идеи по существу смыкались с идеями правового и социально-правового государства.
Анализ конституционного законодательства и практики его применения позволяет выделить некоторые направления развития современного конституционализма.
1. Одним из важных достижений конституционализма, определяющим его социальную значимость и перспективу, является то, что практически все конституции содержат положения о расширении индивидуальных прав и свобод, независимо от их национальной, классовой или конфессиальной направленности. Примером в этом плане могут служить Конституции США, Испании, России, Мексики и др.
2. Политическим открытием можно считать появление в XX в. конституционных судов, конституционного судопроизводства. Наибольшее распространение они получили в Европе, в частности, в политической теории и практике Германии, Италии конституционные суды считаются наиболее авторитетными институтами. В ряде стран хранителями конституций выступают Верховные суды.
3. Тесное политическое и экономическое сотрудничество европейских стран предопределило некоторые новации в трактовке идеи национального суверенитета. Так, преамбула французской Конституции устанавливает, что "при условиях взаимного согласия Франция допускает ограничения своего суверенитета, необходимые для достижения и защиты мира". Подобные положения содержатся и в итальянской Конституции.
4. Своеобразие тенденций развития конституционализма в странах восточного типа политической культуры можно увидеть на примере Конституции Ирана. Верховная власть, утверждает иранская Конституция, — это Бог, а люди могут лишь толковать и исполнять божественные предназначения. В исламе выполнять волю Бога означает действовать в соответствии с мусульманским правом, которое представляет не некий законченный свод правил поведения на все случаи жизни (как нередко считают), а весьма гибкую законодательную систему. Эта система характеризуется особым сочетанием элементов религиозного и светского демократизма, закреплением особых прав духовенства и принципа выборности, широких полномочий парламента.
5. Для развития конституционализма важнейшее, определяющее значение имеют конституции как документы, содержащие основополагающие идеи государственного устройства, нормы, обладающие высшей юридической силой. Дальнейшее развитие писаных конституций — одно из главных направлений конституционного строительства.
Однако следует отметить и некоторые исключения, характеризующие специфику развития конституционализма в ряде стран, обусловленную разрывом сущности, формы и содержания. Наличие конституции само по себе еще не гарантирует конституционную форму правления. В западной истории были примеры, когда правительства тех или иных стран считались конституционными, в
то время как в формальном смысле основной закон в этих странах отсутствовал. В Великобритании — источнике многих современных конституционных традиций — до настоящего времени не установлено подчинение правительственной деятельности какому-либо единому конституционному документу. С другой стороны, в XX в. имелось немало случаев, когда самые заурядные тирании действовали под маской должным образом составленной конституции.
6. Современное конституционное развитие в России имеет свои особенности, которые заключаются в следующем: 1) российский конституционализм, хотя и имеет уже свою историю (конституционные проекты XIX —XX вв., практика советского конституционного строительства), может считаться в историческом плане достаточно молодым и перспективным; 2) активный процесс обсуждения и подготовки ряда проектов Конституции в конце 80-х t-начале 90-х гг. завершился принятием Конституции РФ 1993 г. При всех критических замечаниях, существующих в литературе и прессе, действующая Конституция Российской Федерации является достижением мирового конституционализма; 3) дальнейшее развитие конституционализма в нашей стране на ближайшую перспективу должно идти по пути разработки и принятия предусмотренных Конституцией законов, создания соответствующих органов, приведения конституций и уставов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ.