Государственные доктрины и национальная безопасность

Независимость государств определяется их реальным суверенитетом— способностью самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т.д. Реальным суверенитетом обладает сравнительно небольшое число государств. Остальные государства обладают ограниченным суверенитетом. Для большинства новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, характерно явление «некомпетентного суверенитета».Эта разновидность ограниченного суверенитета, обусловленная некомпетентностью власти в осуществлении внешней, внутренней и оборонной политики государства. Некомпетентность и низкий уровень общеобразовательной культуры компенсируется доминированием интересов личной наживы («семьи») над государственными интересами.
Для «некомпетентных суверенитетов» характерна эксплуатация такойнесуществующей категории международной политики как «дружба народов». По инерции эта категория безуспешно используется наряду с другими советскими понятиями «интернациональный долг», «братская помощь» в стратегии «бомжей», характерной для большинства постсоветских государств и стран ЦВЕ. В международных отношениях отсутствует модель интеграции, например, европейской, на основе «дружбы народов». Этот крайне идеалистический подход к мироустройству стал возможен благодаря низкой общеобразовательной культуре власти и их геополитической безграмотности.

Геополитическая доктрина— кодекс внешней политики государства в конкретной международной обстановке. Доктрина формируется на основе геополитического кода страны и возможной трансформации геополитического пространства. Например, доктрина национальной безопасности, военная доктрина.
Трансформация международных отношений и геополитического мышления оказала огромное влияние на формирование новых подходов к национальной безопасности государства. Национальная безопасность — одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающих военно-политические и экономические направления внешней и внутренней политики. Экономическая безопасность — составная часть национальной безопасности государства, роль которой возрастает при мирохозяйственной интеграции. Экономическая региональная безопасность обеспечивает эффективное развитие регионов под воздействием процессов глобализации.
Доктрины национально безопасности предусматриваютзащиту многомерного коммуникационного пространства государства от внешних и внутренних вызовов. На протяжении веков доктрины национальной безопасности исходили из предпосылок создания военной и экономической мощи.
В современном мире национальная безопасность связывается с принадлежностью к определенным статусным коммуникациям, например, НАТО или ВТО. Глобализация, сопровождаемая информационной революцией, предъявила новые требования к проблемам национальной безопасности, наметились тенденции к стиранию статусных границ. Меняются главные приоритеты национальной безопасности. Объектами поражения в информационных войнах и конфликтах становятся наряду с материальными целями ценности, которые можно защитить при наличии чувства достоинств, национальной гордости и цивилизационной принадлежности. В основе концепции национальной безопасности Соединенных Штатов — защита образа жизни, населения и территории. Таким образом, доктрины национальной безопасности не могут ограничиваться набором военно-политических и экономических факторов, а обязаны включать цивилизационный подход, учитывающий культурно-генетический код.

Геополитические доктрины СССР. Доктрина всемирной революции сменилась изоляционистской политикой строительства социализма в отдельно взятой стране на «непотопляемой броненосце революции». После Второй мировой войны Советский Союз становится ядерной сверхдержавой. Внешнеполитические доктрины включали возможность превентивного удара по противнику, защиту социалистического лагеря и поддержку Третьего мира в освободительных антиимпериалистических войнах. В конце 80-х годов бездумное советское руководство подменило внешнеполитическую доктрину наивной верой в доминировании дружеских отношений между государственными лидерами над силовой политикой. Под пустые рассуждения о «едином мире» и «общеевропейском доме» был разрушен геополитический код государства, что явилось одной из причин распада СССР. В 90-е годы Российская Федерация (правопреемница СССР) продолжила эксплуатировать несуществующую геополитическую модель «дружбы народов» и межличностных отношений «друга Бориса с другом Биллом».

Геополитические доктрины США. После Второй мировой войны доминировала доктрина сдерживания противника (СССР), что проявлялось на разных этапах в политике «единого мира», «терпения и твердости», стратегии равновесия сил. Особое внимание уделялось гуманизированной геополитике, включающей экспорт американских ценностей и капитала на другие континенты. Например, план Маршалла. В геополитике стал доминировать геоэкономический фактор. Была оказана существенная помощь государствам, расположенным вблизи «железного занавеса» (ФРГ, Япония, Южная Корея и Тайвань). Эти державы и Западная Европа в целом были взяты под защиту ядерного «зонтика» США, что обеспечило возможность избежать существенных военный расходов, и сосредоточится на экономическом росте. После распада СССР геополитическая доктрина США основывается на исключительной роли единственной сверхдержавы в поддержании мирового порядка. Главная цель США заключается в осуществлении «гуманизированной геополитики» в Евразии, исходящей из распространения американских ценностей с позиций силы и в прагматических интересах американского капитала. «Гуманизированная» геополитика— американская внешнеполитическая доктрина, направленная на силовое внедрение прав человека и демократии. Осуществляется под лозунгом «безграничной справедливости», является одной из форм проявления современного государственного терроризма. «Безграничная справедливость»— опасная угроза человечествусо стороны единственной сверхдержавы. Характерна для внешней политики Соединенных Штатов, испытывающим соблазн подарить «неправильным народам» демократию и права человека с помощью военной силы.
Одна из практических разновидностей гуманизированной геополитики является гуманитарная интервенция — экспансия, осуществляемая в случае экстремальной ситуации, угрожающей жизни людей. Осуществлена НАТО в Косово без мандата Совета Безопасности ООН. Доктрина «превентивного интервенциализма»,принятая в сентябре 2002 г.,поставила цель с помощью военной силы распространять «американские ценности» и взять под контроль стратегические (энергетические) ресурсы мира. Дала начало новой гонки вооружений и создания новых видов оружия. Военные расходы в государственном бюджете увеличены до 400 млрд. долларов (2003). Доктрина предусматривает нанесение «превентивных» ударов по странам, отнесенных к геополитической «оси зла», к которой практически может быть отнесено любое государство мира.
Особое место в государственной политике США занимает евразийская геополитика. Еще в конце 19 в. Евразии была осуществлена доктрина «открытых дверей»— геоэкономическая стратегия США на Дальнем Востоке, направленная на сохранение интересов американского бизнеса в Китае. В 1899 г. США обратились к великим европейским державам о признании сфер влияния в Китае и установления в них экономических преференций. Доктрина была официально признана великими державами на Вашингтонской конференции 1921-22 гг. В дальнейшем использовалась Соединенными Штатами в других регионах мира.
Более 500 лет назад Американский и Евразийский континенты стали взаимодействовать в политическом отношении. Но если в средневековье европейцы открыли для себя Новый Свет, то в 20 в. началось американское наступление на Евразию. Европейские конквистадоры дарили христианские ценности местным народам Нового Света с помощью огня и меча. Современная Америка решила отблагодарить «несознательную часть» народов Старого Света тем же способом. Американские политики убеждены: что хорошо для Америки, хорошо и для остального мира, а раде собственных национальных интересов можно поступиться интересами других стран. Но смогут ли Соединенные Штаты с 5 % от численности населения Земли «переварить» демографический вулкан Евразию в свой протекторат?
На это пытается ответить американский политологЗбигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска», в которой излагается откровенный и упрощенный взгляд на евразийскую геополитику США. Тектонические сдвиги на политической карте мира впервые в истории выдвинули в роль мирового лидера неевразийскую державу, ставшую главным арбитром в отношениях государств Евразии. После поражения и развала Советского Союза Евразия по-прежнему сохраняет свое геополитическое положение.
На великой евразийской «шахматной доске» продолжается борьба за мировое господство. Главными фигурами здесь, по мнению Бжезинского, выступают Россия, Германия, Франция, Китай и Индия. Эти крупные государства со значительными внешнеполитическими амбициями имеют собственную геостратегию и их интересы могут столкнуться с интересами США. Американское могущество в Евразии должно положить конец амбициям других стран в отношении мирового господства. Геополитической целью США является контроль над Евразией, чтобы не допустить на политической арене соперника, способного бросить вызов Америке. Евразия, занимающая осевое положение в мире и располагающая 80 % мировых запасов энергоресурсов, является главным геополитическим призом Америки.
Но Евразия слишком велика и не монолитна в политическом отношении, представляет собой шахматную доску, на которой одновременно несколько игроков ведут борьбу за глобальное господство. Ведущие игроки находятся в западной, восточной, центральной и южной части шахматной доски. На западной периферии Евразии в качестве главного игрока выступает Запад во главе с США, на востоке - Китай, на юге - Индия, представляющие, соответственно, три цивилизации. В срединной Евразии или по образному выражению Бжезинского - «черной дыре» лежит «политически анархический, но богатый энергетическими ресурсами регион», потенциально представляющий большую важность для Запада и Востока. Здесь расположена Россия, претендующая на региональную гегемонию.
Евразийская геостратегия США включает целенаправленный контроль суперконтинентом. Только в этом случае можно сохранить свою исключительную глобальную власть и не допустить появления соперника. На более откровенной древнекитайской терминологии это звучит следующим образом. Имперская геостратегия заключается в предотвращении сговора между вассалами и сохранения их зависимости и недопущения объединения варваров. Таковы в общих чертах «наполеоновские» планы евразийской геостратегии США в изложении американского политолога.

Геополитическая доктрина Великобританииоснована на «особых отношениях» с единственной сверхдержавой — США, обусловленных цивилизационными традициями англосакского мира и критическим отношением к «общеевропейскому дому». Великобритания не вошла в европейскую зону Евро.
Главной задачей геополитической доктрины Китая является воссоединение государства-цивилизации в единых границах на основе принципа «одна страна — две системы». После успешного воссоединения с континентальным Китаем Гонконга и Макао, остается трудноразрешимая проблема Тайваня. Набирающий мощь Китай не претендует на вступление в «клуб избранных» — отказался присоединиться к «большой семерке» наиболее развитых стран, где слабеющая Россия добилась место на дополнительном «стуле».
Геополитическая доктрина Индии. После провозглашения независимости Индия претендовала на роль мировой державы, исповедующей принципы неприсоединения к военным и политическим блокам. В настоящее время вторая держава с миллиардным населением не претендует на мировое господство, образуя особый геополитический регион Южной Азии.

***
В Восточной Европепереход от авторитарного к отрытому обществу сопровождается мифологическим хаосом. В процессе социальной трансформации произошла смена мифа коммунизма на миф капитализма. Миф не знает личности, а без личности невозможна консолидация нации, существование правового демократического государства. Одичавшее сознаниепродолжает пронизыватьсознание человека, живущего в пространстве с чудовищным состоянием общегражданской грамотности, в пространстве с накопленной чудовищной массой отходов производства мысли и языка (Мераб Мамардашвили). В результатебездумный либерализм стал эффективным оружием массового «уничтожения» бездумной властью соотечественников за счет формального импорта западных ценностей в другую социокультурную среду. Резкое снижение качества жизни ведет к естественной убыли населения. Вера в западные ценности, которыми можно завладеть как предметом, аморальна по своим последствиям для других народов. Безнравственная и коррумпированная власть, живущая по европейским сантехническим стандартам, не может существовать вечно и безнаказанно. Можно временно ввести народ в заблуждение, но нельзя вечно обманывать природу, которая непременно напомнит о себе «чернобылями». Реальный Чернобыль был закономерным предупреждением бездуховному обществу и безнравственной власти о тленности бытия. Финал коммунистического строя не пришлось долго ждать. Это относится и к другим возможным финалам.

Резюме

В геополитике происходить переход от трансцендентного к преимущественно имманентному мышлению и восприятию множества миров.
В теоретической мысли традиционной геополитики и геоэкономики были заложены представления о Больших пространствах, которые оказались востребованы при выработке цивилизационного подхода.
В геополитике актуальной задачей является преодоление географического и экономического детерминизма в международных отношениях.
В западной цивилизации происходят разграничения в геополитических подходах США и Европы. Американцы продолжают эксплуатировать «гуманизированную» геополитику с позиций силы, а европейцы выступают за цивилизационный подход (международных диалог).
Меняются главные приоритеты национальной безопасности государств. Созидательная человеческая энергия является фундаментом национальной безопасности. Защитить не только материальные, но и духовные ценности можно только при наличии чувства достоинства и цивилизационной (в том числе конфессиональной) принадлежности.

Наши рекомендации