Система, субъекты административного права
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА.
Административное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти.
Предмет административного права -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.
Метод административного права –совокупность способов и приемов воздействия на общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения.
Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.).
Административное право и международное публичное право –в рамках международных договоров устанавливается принципы административного права и административные процедуры.
Административное право и конституционное право –устанавливаются права и свободы человека и гражданина, основы организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления, защита которых обеспечивается административным правом.
Административное право и финансовое право – регулируются административно-правовым методом общественные отношения в сфере организации финансовой системы, осуществления финансовой деятельности, установление мер принуждения в финансовой сфере.
Административное право и уголовное право –отграничивает преступление от административных правонарушений и мер административного принуждения.
Административное право и гражданское право –регулируют общественные отношения ряда имущественных и личных неимущественных благ, которые являются также объектами административно-правового регулирования.
Административное право и трудовое право –общественные отношения в сфере трудового права возникают и прекращаются путем административно-правовых актов.
ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Социальные функции - (воздействуют на сферы общественной жизни) – политические, экономические, идеологические, экологические, информационные.
Юридические функции – (оказывают непосредственное административно - правовое воздействие) – правотворческие, правоисполнительные, координационные, организационные.
Принципы:
- законность,
- приоритет прав человека и гражданина,
- демократизм,
- взаимная ответственность,
гласность,
эффективность,
научность.
Источник права – это нормативно-правовой акт различной юридической силы.
I. Международно-правовые акты.Общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ.
II. Федеральный уровень:Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ; указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы ФОИВ.
III. Региональный уровень:Конституции, уставы субъектов РФ; законы; акты глав субъектов РФ; акты правительств, администраций субъектов РФ.
IV. Муниципальный уровень:Акты органов местного самоуправления.
V. Локальный уровень:Акты предприятий и учреждений.
Система, субъекты административного права.
Система административного права –объединение административно-правовых частей, институтов, норм в порядке их взаимных отношений.
Общая часть:
государственное управление и исполнительная власть;
введение в административное право:
административно-правовые нормы и административно-правовые отношения;
субъекты административного права;
административно-правовые формы и методы;
административный процесс;
административная ответственность;
способы обеспечения законности.
Особенная часть:
межотраслевое управление (управление в сфере тарифов, экономического развития, статистики, антимонопольной деятельности);
управление в административно-политической сфере (управление в области обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции иностранных дел);
управление в сфере экономики (управление в сфере промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта, охраны природы и природопользования, финансов, строительства и жилищно-коммунального хозяйства);
управление в социально-культурной сфере (управление в области образования, науки, культуры, здравоохранения).
Субъекты административного права – это лица, которые в соответствии с административно-правовыми нормами участвуют в общественных отношениях в сфере исполнительной власти.
Индивидуальные субъекты – (граждане РФ, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, государственные служащие);
Коллективные субъекты - (органы исполнительной власти, общественные объединения, религиозные объединения, предприятия, учреждения)