Внутренняя политика государства. Становление современной российской государственности началось 12 июня 1990 г

Становление современной российской государственности началось 12 июня 1990 г., когда 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. 12 июня 1991 г., Б. Ельцин был избран президентом России. 8 декабря 1991 г. в результате подписания Беловежского соглашения между президентами Украины, Белоруссии и России на бывшей территории СССР возникло Содружество Независимых Государств (рис. 118, 119). 21 декабря декларацию СНГ подписали на встрече в Алма-Ате 11 государств (за исключением Эстонии, Латвии, Литвы и Молдавии).

Негативные последствия проводимой с 1992 г. экономической реформы способствовали конфронтации между президентом Б. Ельциным и большинством депутатов. Противостояние закончилось компромиссом. Однако принципиального пересмотра курса президента не произошло.

Политический кризис разразился в 1993 г. 20 марта Б. Ельцин издал указ об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. На состоявшемся 25 апреля референдуме за доверие к президенту высказалось 58,7 % граждан России, из 36 % принявших участие в голосовании. Идея досрочных выборов президента и Верховного Совета РФ всенародной поддержки не получила.

Осенью 1993 г. началось открытое противостояние президента и Верховного Совета. 21 сентября Б. Ельцин выступил по телевидению и объявил о роспуске Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Одновременно им, в нарушение действующего законодательства, был издан указ «О поэтапной конституционной реформе РФ». На 11 –12 декабря назначались выборы в новый парламент России – Государственную Думу. До этого времени страна должна была жить по указам президента, то есть фактически вводилось президентское правление. Верховный Совет РФ отказался подчиниться указу президента, квалифицировав его как государственный переворот. Кризис разрешился утром 4 октября разгоном Верховного Совета.

В декабре 1993 г. на референдуме был одобрен проект новой конституции (рис. 120). Референдум по вопросу о конституции совпал по времени с выборами в Федеральное собрание. Создание Федерального собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества.

В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу. В результате КПРФполучила в Думе 149 мест, Наш дом - Россия – 65, ЛДПР – 51, ЯБЛоко – 46, «Российские регионы» – 42, «Народовластие» – 37, Аграрная депутатская группа – 34.

В июне-июле 1996 г. состоялись выборы Президента России. Во 2 туре с преимуществом на 13 % голосов одержал победу Б.Н. Ельцин (рис. 121).

Тридцать первого декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. 26марта 2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.В. Путин, подучивший 52% голосов.

Владимир Владимирович Путинродился 7 октября 1952 г., юрист по образованию. В 1975-1991 гг. работал в системе КГБ. В 1991-1996 гг. – заместитель мэра Санкт-Петербурга. В 1998-1999 гг: – директор ФСБ, одновременно – секретарь Совета Безопасности РФ. С августа 1999 по март 2000 гг. – Председатель Правительства РФ.

7 декабря 2003г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В Думу прошли только четыре политические партии и объединения: «Единая Россия» (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков, М. Шаймиев); КПРФ (Г. Зюганов); ЛДПР (В. Жириновский); «Родина» (С. Глазьев, Д. Рогозин, В. Геращенко). СПС и«ЯБЛоку» не удалось преодолеть пятипроцентный барьер.

Четырнадцатого марта 2004 г.В.В. Путин был избран на второй президентский срок. Получив по итогам выборов 71,2%, он существенно улучшил свои результаты по сравнению с выборами 2000 г. (около 53%).

Сприходом к власти В.В.Путина удалось приостановить деградацию страны на некоторых направлениях. Происходят изменения в организации государственной власти, повышается ее эффективность.

В 2000 г. создаются 7 федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента РФ в округах. В 2003 г. начинается процесс укрупнения регионов. Так, по результатам референдума, 7 декабря 2003 г. объединяются 2 субъекта РФ – Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область в один – Пермский край.

Важным шагом на пути создания эффективной системы государственного управления явилось принятие Федеральной целевой программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)». Осуществляются меры, направленные на оптимизацию численности государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления: замена отраслевого принципа функциональным, постепенный отказ от оказания государством не свойственных ему общественных услуг, привязка зарплаты чиновников к результатам их работы и др.

В марте 2004 г. осуществлен переход к новой трехзвенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло функциональное разделение – министерствам доверили разработку политики в целом, другим структурам – ее реализацию.

В мае 2008 г. закончились президентские полномочия В.В. Путина.

В целом реформы 2 срока президентства В.В.Путина обладают важной особенностью. Преобразования, проводившиеся действующим президентом в 2000-2004 гг., касались главным образом различных отрядов российской элиты. На период 2004-2008 гг. пришлись перемены, которые затронули интересы массовых групп населения.

Второго марта 2008 г. на очередных всенародных выборах Президента РФ с результатом в 70,28 % (52530712 голосов избирателей) победил Д.А. Медведев.

Дмитрий Анатольевич Медведев родился 14 сентября 1965 года в Ленинграде. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 году и аспирантуру ЛГУ в 1990 году. Кандидат юридических наук, доцент. В 1990-1999 гг. – на преподавательской работе в Санкт-Петербургском государственном университете. Одновременно в 1990-1995 гг. – советник Председателя Ленинградского городского совета, эксперт Комитета по внешним связям Мэрии Санкт-Петербурга. В 1999 г. – заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. В 1999-2000 гг. – заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. С 2000 г. – первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В 2000–2001 г. – председатель Совета директоров ОАО «Газпром», в 2001 г. – заместитель председателя Совета директоров ОАО «Газпром», с июня 2002 г. – председатель Совета директоров ОАО «Газпром». С октября 2003 года – Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. В ноябре 2005 года назначен Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. 2 марта 2008 года избран Президентом Российской Федерации.

Перед избранным президентом РФ стоят сложные задачи по:

реструктуризации Администрации Президента;

завершению реформы федеративных отношений («территориальная реформа», в первую очередь разделение ответственности между муниципальными и федеральными органами, а также подкрепление функции муниципалитетов соответствующими бюджетами);

продолжению налоговой реформы и реформы в «силовом блоке»;

борьбе с коррупцией;

четкому определению приоритетов в национальном развитии таким образом, чтобы обеспечить консолидацию различных слоев населения в крайне сложный для страны период и необходимую поддержку своих действий в обществе и др.

Наши рекомендации