Понятие и структура политической системы общества (ПСО). Место государства в ПСО

ПСО - совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом. В состав ПСО включены следующие подсистемы (компоненты): институциональная (организационная) подсистема - включает в себя: Уполитические организации (государство, политические партии и движения, некоторые общественные

организации) - они непосредственно связаны с политикой, их цель - овладение государственной властью; У неполитические организации (профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и др.) -

оказывают влияние на политические отношения и процессы; ^ организации, являющиеся объектом воздействия государства, но сами не выступающие субъектами

политической власти (клубы собаководства, общества нумизматов, автолюбителей и др.); У СМИ, которые оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, на формирование политических взглядов, убеждений и позиций людей, ведут активную политическую работу, особенно в период избирательных компаний; У Религиозные организации в теократических и клерикальных государствах, где та или иная религия является

государственной; ^ Человека, как первичный элемент политической системы; ^ Органы МСУ, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении

делами, имеющими местный характер; ^ Органы социального партнерства, которые создаются на разных уровнях для регулирования взаимоотношений между работником и работодателем, для устранения разногласий в сфере социально-трудовых отношений и т.д. регулятивная (нормативная) подсистема - включает в себя:

^ правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание; ^ корпоративные нормы политического характера; ^ политические традиции и обычаи; ^ правила политической этики. функциональная подсистема - содержит основные направления и формы деятельности ПСО, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны. ПСО присущи собственные функции: ^ политическое руководство обществом и управление его делами;

^ интеграция ее назначение - объединять различные компоненты политической системы;

^ регулятивная функция, предназначенная для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе посредством политических норм и принципов;

^ политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, учения, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие, прежде всего, интересы тех, кто стоит у власти. коммуникативная подсистема - предполагает отношения как внутри политической системы, так и во вне, при этом отношения, как основанные на нормах права, так и неформальные отношения и процессы, например, неформальные отношения между государственным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с политическими партиями других стран, международными организациями и т.д.

Элементы ПСО:

1) Институционный (организационный) элемент - выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему (государственные органы, общественные объединения, политические партии). Является главным в политической системе, придает ей устойчивость, формирует ее нормативную основу.

2) Нормативный элемент - нормативные основы деятельности политической системы) (политические нормы, нормы права, политические обычаи и традиции).

3) Функциональный элемент - показывает, как функционируют на практике элементы политической системы) (политические действия, политические процессы, акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы).

4) Идеологический элемент - включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе).

5) Коммуникативный элемент - представляет собой каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами) (включает в себя все виды СМИ).

Элементы ПСО (другая классификация):

У совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические

организации и движения); ^ политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; ^ политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; ^ политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы; ^ политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов

политических объединений.

Функции политической системы:

- Контроль за сферой распределения ценностей - ведущая функция политической системы - обеспечивает государство как главный компонент политической системы;

- Распределительная функция определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь (оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства);

- Функция интеграции общества - политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества;

- Функция упорядочения политических процессов - направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности;

- Функция вовлечения населения в политическую жизнь.

Государство- центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе:

^ универсальность государственной власти (государство - организация, объединяющая все общество в

целом); ^ обладает монополией на государственное принуждение; ^ создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для

их формирования; ^ обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет; ^ обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации

политической власти; ^ прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности (государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы); ^ обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Центральное место государства в ПСО обусловлено свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено это системы. Эти свойства состоят в том, что государство: ^ Объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории; ^ Выражает общие интересы общества, является его официальным представителем; ^ Определяет основные направления развития и функционирования общества; ^ Вправе принимать властные решения, обязательные для всех, кто находится на его территории; ^ Обладает государственным суверенитетом, то есть верховенством и независимостью от какой-либо иной власти;

^ Распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию; ^ Располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

^ Имеет широкий арсенал средств воздействия на субъекты правого общения в целях подчинения их

государственным предписаниям, а также определяет процедуры осуществления своей деятельности и ее пределы другими компонентами политической системы.

Таким образом, государство является единственно полновластной организацией на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они не обладают государственным суверенитетом их решения касаются только членов объединения.

Наши рекомендации