Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
В предмет правового регулирования входят три группы общественных отношений:
1. отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными;
2. отношения по властному управлению обществом;
3. отношения по обеспечению правопорядка.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.
Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.
Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.
В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Стадии правового регулирования.
3 основных и 1 факультативная стадии П.Р.
1. Стадии нормативной регламентации (регулирование). На ней осуществляется процесс создания юридических норм, правотворчество, следовательно, на этой стадии осуществляется законодательная деятельность:
- Принятие подзаконных актов,
- Официальное толкование правовых норм,
- Опубликование (офиц.) кодексов, законов, актов.
Нормы регламентации, направляющие поведение участников общественной жизни, ориентация установок, их правового статуса.
2. Общее принятие норм, индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.
После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.
3. На стадии реализации права имеет место правовое поведение, т.е. соответствие требованиям юридических норм, правам и обязанностям конкретного лица. На этой стадии достигается цель П.Р., т.е., чтобы люди руководствовались принятыми нормами, т. е. норма становится частью поведения людей. Зачастую возникает противодействие реализации права - люди не понимают объем допустимых действий и т.д.
4. Факультативная стадия – стадия применения права. Эта стадия, в которой необходимы профессиональные знания юристов. Если право нарушено, то люди обращаются к уполномоченным органам: полиция, суд и т.д. Охранительные нормы могут быть реализованы только на стадии применения права.
Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
К элементам и составным частям механизма правового регулирования относятся:
1. юридические нормы;
2. нормативные правовые акты;
3. правоотношения;
4. акты реализации права;
5. правоприменительные акты;
6. правосознание;
7. режим законности.
Каждый из элементов механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. Нормы права выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права являются исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения и нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – основа механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования оказывают на общественные отношения не только специфически юридическое воздействие. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и общественные отношения информационное, психологическое и идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.
Юридическая норма – это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание.
Нормативный правовой акт – документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного виды общественных отношений.
Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Акт реализации права – это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права.
Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мысленных и чувствительных образах.
Законность как режим используется в широком социально-политическом смысле и выступает в нем как режим общественно-политической жизни, т.е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.
53) Методы, способы и виды правового регулирования. Правовые режимы.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Общественные отношения принято делить на три группы: отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные). В зависимости от указанных различий приято выделять два метода правового регулирования: методы централизованного и децентрализованного регулирования.
Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Властные решения некоторых вопросов передаются на региональный уровень.
Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Основные средства сформулированы в качестве единых для всей правовой системы.
По степени категоричности правовых предписаний выделяют два метода: императивный и диспозитивный.
Императивный метод – это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права.
Диспозитивный метод дает возможность сторонам правоотношения самостоятельно решать сложившиеся вопросы.
Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания. Выделяют три основных способа:
1. Управомочивание, т.е. предоставление участнику правовых отношений субъективных прав;
2. Обязывание совершить какие-то действия;
3. Запрещение, т.е. возложение обязанности воздерживаться от совершения определенных действий;
4. Применение мер принуждения, стимулирующее воздействие норм права (дополнительные способы).
В зависимости от способов принято выделять два типа правового регулирования:
1. Общедозволенный, т.е. дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе (гражданское право);
2. Разрешительный, т.е. запрещено все, кроме прямо запрещенного в законе (административное право).
Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.
Правовой режим – особенности использования определенных подходов в целях специфического правого регулирования. Пример, специфический режим валютного регулирования.
Виды правовых режимов:
* Общий;
* Специальный;
* Чрезвычайного положения - особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
* Военного положения - особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности.
Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.
Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.
54) Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношений в правовом регулировании.
Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъект, объект и содержание.
Субъект – это участники правоотношения (физлица и организации).
Объект – это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага).
Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами.
Признаки правоотношений:
1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;
2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
В зависимости от используемого метода (централизованный, децентрализованный, императивный, диспозитивный) правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие. Договорные – отношения по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Управленческие – отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка.
Правоотношения, возникающие на основе норм права, выполняют следующие основные функции в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений:
1) определяют круг субъектов, на которых в конкретные ситуации распространяется действие конкретных юридических норм;
2) индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер;
3) как правило, выступают необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.
55) Состав правоотношений и его элементы. Объекты правоотношений.
Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться.
Состав правоотношений:
1. субъекты правоотношения: участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.
2. объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности;
3. содержание правоотношений – это непосредственно субъективные права и юридические обязанности (субъективные юридические права и обязанности (юридическое содержание правоотношений); фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (материальное содержание правоотношений)).
Субъекты права - индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.
Субъектами права могут быть индивиды, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, организации и социальные общности.
Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым государством.
Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания.
Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
Включает в себя ряд правомочий:
- Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права, например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению;
- Право на юридические действия, на принятие юридических решений, например, собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать;
- Право требовать от другой стороны исполнения обязанности, то есть право на чужие действия, например заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей;
- Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, то есть право на принудительное исполнение обязанности, например, в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе.
Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.
Юридическая обязанность имеет три основные формы:
1.Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);
2.Совершение конкретных действий (активное поведение);
3.Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера мер юридической ответственности;
Правосубъектностъ - предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности.
Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.