Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи «Путешествие в сказку»

Выполнила:

Калашникова Н.А.

г. Оренбург

Цели: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно – ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.

Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально – образное содержание произведения.

Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (пословица)

Ход занятия:

(дети заходят в группу под сказочную музыку)

- Ребята, у нас сегодня много гостей, поздоровайтесь. На улице осенний, холодный, пасмурный день, а у нас в зале светло, тепло, уютно.

«Подари улыбку»: возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза, подарим улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение.

В: Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, путешествие в сказку. Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку? (ответы детей)

В: Надеть волшебные башмачки. (одевают)

В: Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно» (музыка)

- Руки расставьте в стороны, представьте, что мы птицы. Летим … теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте, немного на них покачаемся (пружинка).

Облака, как ватные, нам приятно, легко. (перемещение по группе). Но нужно приземляться, снимите башмачки, а то они унесут нас далеко от сказки. Ну вот мы с вами в гостях у сказки.

В: - Ой, что это? (Слайд с приземлением Лунтика)

В: - Кто это? Как он сюда попал?

Слайд с обращением инопланетянина.

В: Ребята, Лунтику нужна наша помощь. Он обязательно должен вернуться домой, к своим друзьям. Лунтик случайно вместе с нами оказался в стране русских народных сказок. Поможем Лунтику, выполним все задания?

Игра «Угадай сказку»

В: Я буду называть определенные слова, а вы должны догадаться о каком произведение идет речь.

1. Печка, щука, король, Емеля, офицер

(«По щучьему велению»)

2. Три сына, стрелы, лягушка, болото, Кощей Б.

(«Царевна – лягушка»)

3. Иванушка – дурачок, пшеница, братья, вещая каурка

(«Сивка – бурка»)

4. Старик, Старуха, Чувилиха, ведьма, кузнец, гуси – лебеди

(«Терешечка»)

5. Иван – царевич, жар – птица, золотая клетка, серый волк

(«Иван – царевич и серый волк)

6. Казак, красна девица, гора, бочонок, змея

(«Царевна – змея»)

В: Молодцы, ребята все сказки правильно назвали.

В: Скажите, а как обычно начинаются сказки? С каких слов? (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

В: А какими словами заканчиваются сказки? (стали жить поживать и добра наживать; вот и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед – пиво пил, по устам текло, в рот не попало)

В: Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о волшебных событиях; загадочных явлениях; о приключениях людей и животных)

В: Следующее задание «Перескажи сказку».

Давайте присядем на пенечки – стульчики и послушаем сказку «У страха глаза велики». Название этой сказки – пословица. Повторим её все вместе. Как вы её понимаете? В каких случаях её говорят? (когда от страха людям чудится то чего нет на самом деле)

Чтение сказки

Беседа по содержанию

1.Ребята, понравилась вам сказка?

2.Почему это произведение названо сказкой? (это произведении называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, это бывает только в сказках)

3. О чем рассказывается в этой сказке?

4. Вспомните, как названы в сказке бабушка? – бабушка – старушка; внучка? –внучка – хохотушка; курочка? –курочка – квохтушка; мышка? – мышка – норушка.

5. Каким были у них ведра? (у бабушки – были ведра большие; у внучки поменьше; у курочки огурчик; у мышки с наперсточек)

6. Как они воду носили домой?

7. Что случилось однажды?

8.Кто же на самом деле испугал водоносов?

9. Все ли слова понятны вам были из текста? Объясните значение слов «водонос», «схоронится», «колода»

В: А теперь посмотрим на иллюстрации, что здесь изображено?

Работа по иллюстрациям

Пересказ (2- 3 чел.)

В: Ребята, у кого получился самый длинный пересказ?

У кого самый короткий?

Кто употребил новые слова?

В: Ну, что ребята, устали. А другу Лунтика очень понравилось, как вы выполняете задания. И он предлагает вам немного размяться вместе с ним. Давайте встанет, чтобы было удобно, не мешая друг другу.

Физминутка

В: Отдохнули? Готовы выполнять следующее задание?

Игра «Какой? Какая?»

- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по значению можно о них сказать? (испуганные, трусливые, пугливые)

- Подберите к этим словам противоположные по смыслу (смелые, храбрые)

-Бабушка, подумала, что за ней гонится медведице? Почему, не медведь?

-А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его назовем? (мишенька, медведюшко, медвежонок)

-Как мы назовем большого сильного волка (волчище)

- А не очень большого, но сильного? (волчишко)

-Как назвать лису ласково? (лисичка, лисонька)

-В сказке мышка сказала «котище – то какой усатый»

-А как ласково сказать про кота?

В: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А давайте на память Лунтику и его друзьям нарисуем полюбившихся персонажей из сказки?

В: Ребята, в сказках говорится о том, чего в жизни не бывает. А сейчас послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?»

Ваша задача запомнить, что правда, а что нет в этом стихотворении.

Теплая весна сейчас

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу,

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь,

Любит в речке посидеть.

И зимой среди ветвей,

Га – га – га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

(ответы детей)

Слайд с летящей тарелкой

В: А вот и тарелка за Лунтиком, значит мы справились со всеми заданиями. Давайте попрощаемся.

Пришла пора и нам возвращаться в д/с. Надевайте свои башмачки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно?»

В: Вот мы и дома. Ребята, где мы с вами побывали?

-Чем занимались?

-Справились мы с заданиями?

-Получился ли у нас пересказ?

В: Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданиями (показывает большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите спасибо за взаимодействие. Выберите смайлик – настроение после сегодняшнего путешествия.

Наши рекомендации