Рекомендуемая (дополнительная, включая Интернет-ресурсы)
литература
1.Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2004.
2.Агапов А.Б. Административные правонарушения в сфере бизнеса. Учебное пособие. М., 2006.
3.Бочаров С.Н., Зубач А.В. и др. Административная юрисдикция. Учебное пособие. М., 2004.
4.Дугенец А.С. Наложение административных наказаний органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 2003.
5.Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. Учебное пособие. М., 2000.
6.Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России. Учебное пособие. 2002.
7.Парыгин Н.П., Головко В.В. Исполнение административных наказаний. М., 2006.
8.Рогачева О. С. Административно-правовой статус адвоката в производстве по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Воронеж. 2003.
9.Рогачева О.С. Административная ответственность. Учебное пособие. Изд-во Воронежского ун-та, 2005.
10.Розенфельд В.Г., Рукин И.Н., Сиринько В.А. Административная ответственность. Учебное пособие. Воронеж, 2003.
11.Россинский Б.В. Административная ответственность. Курс лекций. М., 2004.
12.Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие. М., 2004.
Интернет и электронные ресурсы
1. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/
2. Справочная правовая система «Консультант-плюс» - http://www.consultant.ru/
3. Справочная правовая система «Кодекс» - http://www.kodeks.ru/
4. Решения арбитражных судов - http://ras.arbitr.ru/.
5. Статистика Ру - http://statistika.ru/
II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Административная ответственность»
Введение
Дисциплина «Административная ответственность» изучается студентами очной формы обучения.
Цель изучения и преподавания дисциплины «Административная ответственность» - подготовка специалистов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, которые, обладая необходимым объемом знаний об административной ответственности и административных институтах, применяли их в будущей практической деятельности, а также способствовали формированию административно-правовой культуры.
Рабочая программа регламентирует учебные часы проведения лекционных и семинарских занятий, а также часы самостоятельной работы для студентов очной формы обучения. Для студентов иных форм обучения (очно-заочной и заочной) часы будут изменяться в соответствии с учебно-тематическими планами по данным формам обучения.
Теоретическая подготовка юристов предполагает следующие формы обучения и контроля знаний: чтение лекций, проведение семинарских, индивидуальных занятий, подготовка рефератов, написание контрольных и курсовых работ, научных докладов.
Режим занятий |
Административная ответственность изучается в режиме лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.
Лекции |
Лекция - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение лектором учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекции раскрывают понятийный аппарат административной ответственности, актуальные проблемы административной ответственности, дают цельное представление о предмете административная ответственность, показывая его место в системе российского права, взаимосвязь с родственными дисциплинами, побуждают интерес к предмету, развивают профессиональные интересы.
Цель лекции по административной юстиции - на базе глубокого изучения теоретических положений, нормативных правовых актов и правоприменительной практики сформировать у студентов устойчивые знания в отношении привлечения к административной ответственности различных субъектов.
Задачи лекции по административной ответственности:
познакомить студентов с основными теоретическими разработками в области административной ответственности, приоритетными направлениями административно-правового регулирования;
выработать у студентов стойкие знания об основных понятиях и категориях административной ответственности;
познакомить студентов с ключевыми источниками административной ответственности;
ориентировать студентов на систематический и осознанный анализ административного законодательства.
Семинарские занятия |
Семинарские занятия относятся к практическим занятиям и представляют собой форму сочетания теории и практики. На семинарских занятиях по административной юстиции студенты получают углубленные теоретические знания и навыки правоприменения при разборе казусов.
Целью семинарского занятия является закрепление знаний, полученных на лекции (тематика и объем практических занятий приведены в учебно-тематическом плане).
Задачи семинарского занятия заключаются в углублении теоретических знаний об основных положениях дисциплины; в изучении и анализе рекомендуемой основной и дополнительной литературы, осваивании учебных пособий по дисциплине и новых материалов, опубликованных в периодической печати; в выработке навыков работы с нормативными правовыми актами; формировании стойких понятий о административной юстиции; закреплении у студентов умений пользоваться полученными теоретическими знаниями при решении практических задач и разрешении конкретных жизненных ситуаций.
Самостоятельная работа студентов (СРС) под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
Самостоятельная работа складывается из самостоятельной работы студентов над комплексом вопросов, тем и разделов, подготовки научных докладов для обсуждения и участия в научных студенческих конференциях.
Цель самостоятельной работы – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания, сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также вырабатывать навыки применения полученных знаний умений.
Задачисамостоятельной работы:
освоить теоретический материал по дисциплине «Административная ответственности» (отдельные темы, вопросы тем, взгляды и идеи юристов);
закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки и т. д.);
применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, диспута, письменного анализ конкретной ситуации, и т. д.);
применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание курсовой, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента);
содействовать развитию творческой личности, обладающей высокой зрелостью, готовностью к будущей профессиональной юридической деятельности, связанной с реализацией норм финансового права.
Самостоятельная работа представляет единство взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа:
• подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы.
Студенту желательно предоставить право выбора темы работы;
• выполнение домашних заданий разнообразного характера - решение задач; подбор и изучение источников права; разработка и составление различных схем и др.;
• выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
• выполнение курсовых проектов и работ;
• подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, круглых столах, олимпиадах и др.
2. Аудиторная самостоятельная работа:
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении семинарских занятий и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний и т.д.
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает постоянный подбор, приобретение, обновление и применение в ходе ее изучения различных средств освоения, таких как слайды, видеоматериалы, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, компьютеры, лазерные принтеры, копировальные аппараты, программное обеспечение. Конкретный перечень используемого на текущий момент оборудования можно получить в соответствующих хозяйственных подразделениях вуза.
Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий |
Специфика дисциплины «административная ответственность» позволяет конструктивно использовать как классические формы обучения, традиционные для высшей школы, так и новейшие педагогические и информационные технологии. Использование указанных технологий в процессе преподавания дисциплины основывается на определении педагогической технологии ЮНЕСКО как «использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие».
К современным педагогическим технологиям, рекомендуемым к использованию в процессе преподавания дисциплины, относятся:
Игровые технологии
Деловая игра. Темы деловых игр варьируются в зависимости от актуальности тех или иных проблем (тем) административной ответственности на момент изучения курса.
Проблемное обучение
Проведение проблемной лекции, посвященной актуальным административно-правовым вопросам, наиболее остро стоящим на момент изучения курса