Основания классификаций отраслей права: подходы в науке
Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности: материальные и процессуальные.
Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).
Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно - процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).
Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.
По предметному единству отрасли делятся:
на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности;
вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права. Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования. Примером комплексной отрасли права является хозяйственное (предпринимательское) право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природопользования.
Существует классификация отраслей по циклам. Основание для выделения каждого цикла – это наличие соответствующей профилирующей отрасли права, которая группирует вокруг себя все следующие за ней или тяготеющие к ней отрасли права. Таким образом, могут быть выделены следующие группы отраслей: государственно-правового, криминалистического, административно-правового, цивилистического и процессуального циклов.
Выделяют отрасли публичного и частного права.Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов. Отрасли публичного права: административное, конституционное, налоговое, уголовное, уголовно-исполнительное, муниципальное.
Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Отрасли частного права: гражданское, семейное, трудовое.
Правотворчество: сущность, содержание, принципы.
Правотворчество представляет собой государственную деятельность по созданию или изменению юридических норм. Это процесс создания и развития действующего права, системы норм, регулирующих общественные отношения. Значение правотворчества состоит в формировании правовых норм, направленных на упорядочение, регулирование общественных отношений в государстве и обществе. Правотворчество выполняет такие функции как обновление законодательства, устранение устаревших нормативных актов, восполнение пробелов. Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур).
Правотворчество характеризуется тем, что:
v оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
v основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся в нормативных актах;
v это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития;
v уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.
Процесс правотворчества основывается на определенных принципах, то есть базовых идеях, присущих этому виду государственной деятельности. К таким принципам можно отнести следующие:
1.Народный характер правотворчества. Реализация этого принципа заключается в том, что главный правотворческий представительный орган состоит из депутатов, избранных народом, и призванных представлять интересы своих избирателей. Кроме того, в демократическом государстве все субъекты правотворческой деятельности обязаны выражать интересы граждан.
2. Демократизм. Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта правотворчества, особенно это относится к законодательным актам, где предусмотрен целый регламент их принятия. Существует практика широкого обсуждения главнейших законопроектов. Наиболее важные вопросы выносятся на референдум.
3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод индивида. Человек, его интересы, права и свободы должны стоять в центре правотворческой деятельности.
4. Научный характер правотворчества. Заключается в необходимости изучать социально-экономическую и иную ситуацию в обществе, оценивать необходимость и целесообразность правового регулирования тех или иных общественных отношений.
5. Профессионализм.Этот принцип предполагает участие в разработке правотворческих решений квалифицированных специалистов в разных сферах общественной жизни, прежде всего правоведов, экономистов. Специалисты, принимающие участие в правотворческом процессе должны иметь высокий профессиональный уровень, большой опыт работы в своей области.
6. Законность. Принцип законности заключается в том, что все нормативные акты должны строго соответствовать Конституции РФ. Кроме того, необходимо придерживаться иерархии нормативных актов. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия, опубликования нормативных актов, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.
В Российской федерации существует три основных вида правотворчества: правотворчество народа или референдум. правотворчество государственных органов и правотворчество должностных лиц.
Референдум за последнее время во многих государствах получает все более широкое распространение. Процедура референдума представляет собой принятие законов путем всенародного голосования. Референдум является одним из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Народ непосредственно осуществляет акт правотворчества. Результаты референдума не подлежат какому-либо утверждению. Законодательный акт принятый таким путем вступает в силу в день публикации, если в самом законодательном акте не предусмотрено иное.
Правотворчество государственных органов. Этот вид правотворчества является наиболее распространенным в России. Правом принятия нормативных актов обладают Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, представительные органы субъектов РФ, к ним относятся областные думы Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрации национально-государственных и административно-территориальных образований. Кроме того, правотворческими органами являются органы местного самоуправления, например городские администрации. Форма нормативного акта, порядок его принятия, юридическая сила определяются уровнем и объемом полномочий государственного органа. Так, Федеральное собрание принимает законы, представительные органы субъектов федерации также принимают законы субъекта федерации, которые распространяются на его территорию.
Правотворчество должностных лиц. Юридическая сила и форма актов, принимаемых должностными лицами, имеющими соответствующее право, соответствует их уровню и объему полномочий. То есть, объем их полномочий определяет характер нормативного акта, его вид, юридическую силу и сферу применения. Это единственный вид правотворчества, где нормативные акты принимаются единолично. К должностным лицам, имеющим право принятия нормативного акта относится Президент РФ. Он издает указы, содержащие в себе нормы права, регулирующие общественные отношения. Правами по изданию нормативных актов обладаю руководители министерств и ведомств. Издаваемые ими акты, называются приказами. Вместе с тем, должностные лица принимают активное участие в разработке правотворческих актов. Они разрабатывают проекты нормативных актов, могут работать над текстом нормативного акта. Кроме того, должностными лицами могут приниматься локальные нормативные акты.