Теория происхождения государства И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля
Сложная философско-этическая система профессора Кеннигсбергского университета Иммануила Канта (1724-1804 гг.) стала основой его социально-политической концепции. Рассматривая каждую личность как абсолютную ценность и как субъекта нравственного познания, автор «Метафизических начал учения о праве», «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском праве», «К вечному миру» и «Критики практического разума», полагал, что полноту знаний дает на эмпирическое (опытное) познание, а априорное (от лат. «a priori» – из предшествующего; знания, не зависящие от опыта). Только разум, но не опыт, может дать представление о сути вещей. Природу можно познать эмпирически, но мораль и право можно познать только разумом. По сути, философская система И. Канта стала основой для появления диалектики (от греч. dialektiké (téchnе) – искусство спора, учение об общих закономерностях возникновения и развития, основанное на постулате о единстве и борьбе противоположностей), как всеобщего метода познания. Разум, однако, философ понимает не только как принадлежность отдельной личности, но и человеческого рода в целом, именно там разум достигает полноты «в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений». Так же И. Кант вводит понятие практического разума (разума, выраженного в своих практических функциях), т.е. отвечающего на вопрос «что я должен делать?». У человека есть врожденный дар определять цель и варианты поведения в связи с ней. Этика и право, таким образом, относятся к области именно практического разума, возвышающего человека над миром природы, как моральную личность. Каждый человек для другого – «абсолютная нравственная ценность». Каждый человек несет моральную ответственность за происходящее в мире, преодолевая эгоистические устремления. Каждый человек может стать моральной личностью («Звездное небо надо мной (бытует мнение, что это намек на механику Ньютона) и моральный закон во мне»), поскольку в каждом живет нравственный закон («категорический императив»), который выражается в двух категорических требованиях. Первое – «Поступай так, чтобы максима твоего поведения (личное правило поведения) могла стать всеобщим законом». Второе – «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Таким образом, и нравственность, и право, как минимум нравственности, как ее первая ступень, имеют один источник – практический разум, и одну цель – всеобщая свобода. Поэтому право – это «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» и все неправовое препятствует свободе, в том числе, когда «определенное проявление свободы препятствует свободе». Не каждый использует собственную свободу, руководствуясь «категорическим императивом», увы, в мире царит произвол. Право должно ограничить произвол, право как «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Но право должно быть общеобязательным, обладать принудительной силой, для этого необходимо государство – «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». «Категорический императив» требует, чтобы государство стремилось к наибольшей степени согласованности конституции с принципами права, иначе государство потеряет доверие граждан. Говоря о происхождении государства, философ возвращает нас к договору, но это, в отличие от представлений сторонников естественной школы права, договор, как идея разума, но идея, имеющая вид принципа, обязывающего законодателя, как некий критерий для него права и произвола. И. Кант полагал, что в естественном состоянии, когда законность была лишена гарантий, чувство уважения к естественному праву побуждает людей перейти к жизни в гражданском обществе. «Общественный договор» заключают морально развитые люди, и потому создаваемая ими государственная власть, задача которой – обеспечить право, должна обращаться с ними как с личностями, знающими моральный закон и свободными. Не допустима опека над народом, якобы неспособным выбрать правильную линию поведения, поскольку такая опека, лишающая возможности понимать, что плохо, а что хорошо – «величайший деспотизм». Создавая, таким образом, государственную власть индивиды образуют народ. Отказываясь от внешней свободы, личность сразу же находит подлинную свободу уже в правовом состоянии. Верховенство народа обеспечивает свободу, равенство и независимость. И. Кант предполагает у народа право на легальное, в некотором роде пассивное, как противник революций, сопротивление существующей власти. Договор у Иммануила Канта – это и повод изменить феодальный произвол, подчинив правопорядок общеобязательным законам.
Профессор Берлинского университета, создатель учения, ставшего вершиной немецкой классической философии, автор «Философии права», Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) создал исключительную философскую систему, систематизировав все теоретические знания, которыми обладало человечество. Вся система знаний делилась на три составляющих: логика, философия природы и философия духа. Право и государство входят в учение об объективном духе. Философия духа проходит три последовательные стадии: объективный дух (антропология, феноменология и психология), субъективный дух (абстрактное право, мораль и нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия и философия). В отличие от Иммануила Канта, рассматривавшего право и государство как умозрительные конструкции, Г.В.Ф. Гегель полагал, что истинное знание соединяет и субъективное, и объективное, поэтому философия права должна на научном уровне познать государство и право, а не создать их идеальную конструкцию. Государство необходимо постичь, как «нечто разумное внутри себя». А поскольку в гегелевской философии мышление и бытие тождественны, то действительно не все существующее, а лишь необходимое и существенное в нем («что разумно, то действительно, что действительно, то разумно»). И если юриспруденция изучает позитивное право (право, созданное государством), то философия права – идеи, являющиеся основой права. В философии Г.В.Ф. Гегеля право понимается как свобода (идея права, как всеобщая свобода, а процесс утверждения всеобщей свободы – содержание мировой истории), как ступень и форма свободы (особое право) и, наконец, как закон (позитивное право). Поэтому мораль и право в абстрактном смысле становятся действительны лишь в состоянии семьи, гражданского общества и государства. Поскольку во всех явлениях природы и общества – абсолютное духовное и разумное начало («абсолютная идея», «мировой дух», которая проходит три вышеупомянутые стадии развития), государство не может быть результатом договора. Это идея разума, свободы и права, это «шествие Бога в мире», а договор происходит из произвола договаривающихся лиц. Государство не может быть творением отдельных лиц и потому, что оно абсолютная степень реализации нравственности, оно не может служить чьим-то интересам, оно не средство, оно – цель. На ступени наивысшей степени осмысления права человеком – нравственности, человек обретает наивысшую нравственную свободу. Он вступает в различные ассоциации и подчиняет свою волю и поступки общим целям. Возникает гражданское общество, понимаемое философом, как гражданский строй, как современное ему буржуазное устройство общества, представляющее собой систему отношений, основанных на праве частной собственности, а также систему законов и органов, призванных обеспечить порядок (суд и др.). Эта система отношений построена на антагонизме, это борьба всех против всех. Поэтому рано или поздно социальные противоречия возрастают и система отношений, именуемая гражданским строем не способна их устранить. Необходима стоящая над гражданским обществом политическая система – государство. В объективном смысле, государство становится организацией публичной власти, в субъективном – духовный организм, все члены которого связаны духом патриотизма и сознанием национального единства. Государство, его воля – объективное, разумное начало, «сама себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя, выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Вопрос исторического происхождения государств – проблема чисто историческая, не имеющая отношения к происхождению идеи государства. Исторически это может быть и происхождение из корпорации, из страха и т.д. «Плохое» государство может быть, но оно, сообразно изложенной концепции, существует, но недействительно.